ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В «Малой Сукхавативьюха Сутре» говорится о том, что будда Амида со всеми божествами явится умирающим праведникам, которые будут повторять его имя перед смертью. Именно это явление и изображают композиции райго:-дзу. Для того, чтобы передать временной и пространственной аспект явления, использовались разные приемы - например, в живописи это изображение падающих лепестков. Но одним из главных выразительных средств является облако или облака, на которых стоят или сидят будда Амида и окружающие его бодхисаттвы. Эти клубящиеся облака с острым “хвостиком” задают траекторию движения будды и бодххисаттв к созерцающему человеку, подчеркивают композиционные особенности того или иного памятника (диагональное стремительное движение или более плавное нисхождение) и в целом усиливают ощущению живости и подвижности. Они встречаются и в живописи, и в скульптуре (см. например, скульптурно-живописный комплекс Бёдо:-ин в Удзи (сер. XI в.), триптих из коллекции монастыря на горе Коя-сан (XII в.)). В данном докладе предлагается проследить истоки этого изобразительного приема, варианты его использования в композициях райго:-дзу (эпохи Хэйан и Камакура) и обозначить его дальнейшую судьбу.