ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В докладе профессора В.М.Толмачева (МГУ) на международной конференции, проводившейся 20-21 ноября 2020 г. в Москве Государственным институтом искусствознания, Межинститутской группой "Европейский символизм и модерн", Историко-культурным комплексом "Особняк купца Носова", оригинально намечены границы символизма в Англии и определено его основное содержание. По мнению докладчика, английский символизм следует отличать от аллегоризма в романтической и постромантической культуре, а также от романтической традиции с ее традицией визионерства, медиевализмом, идолатрией природы, утопиями прошлого, воображаемыми пространствами. Движение прерафаэлитов не принадлежит символизму, хотя изобилует аллегорическими и литературными образами, отсылками к стилизованному прошлому. Символизм в более точном смысле слова связан с проблемами стиля как такового, утонченной музыкализации или визуализации художественного языка. Уместно в Великобритании говорить не только о символизме конца века (декадансе), но и эпохи модернизма. Все разновидности британского символизма, охватывающего приблизительно 50 лет и творческую деятельность 3-4 различных поколений, объединяет тотализация поэтического начала, междисциплинарность (синтез искусств), уход от иллюстрирования определенных идей ("литератуность") ради собственно художнических эффектов, подчеркнуто элитарный характер творчества и, главное, абсолютизация творчества, которое творит смысл, исходя из неповторимости своего сугубо индивидуального видения мира. В его основе переживание двойного характера бытия - с одной стороны, бытия косного, поверхностного, эстетически недостоверного (без художника, вне художника) и, с другой, бытия иного (открытого только творцу в ритмике его креативной воли к сугубо личной форме). Важная черта британского символизма - его эстетизм, включающий в себя как материал все сферы жизни, сознания, а также влияние на него феномена экспатрианства (Уистлер, Элиот, Паунд), специфического франкофильства (Пейтер), Ирландского культурного ренессанса (Уайлд, Йейтс, Шоу, Джойс). Важные международные следствия британского символизма - символистское англоманство, разработка архетипического сюжета "искусство творит жизнь", концепция Ренессанса (Пейтер, Саймондс, УАйлд, Вернон Ли, Беренсон), формат символистской периодики и книжной графики ("Желтая книга", Бёрдсли, Рикетс). Центральные фигуры британского символизма в его различных модификациях и историческом движении: Уистлер, Уайлд, Бёрдсли, Йейтс, Паунд, Элиот, Джойс.