ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Религиозная тема в искусстве России рубежа ХХ – ХХ1 веков – сложное и малоисследованное явление. Интерес к ней у художников, зрителей и критиков велик, а реакции – весьма противоречивы. Основная проблема современного религиозного искусства заключается в преодолении антитезы традиционное – современное: с одной стороны, в XX в религия была вытеснена из системы ценностей, с другой, христианское искусство – многовековая традиция и основа всей русской культуры. Современное церковное искусство, как правило, сводится к копированию традиционных образцов, а попытки его переосмысления в соответствии с постмодернистской парадигмой приводили к десакрализации образа, девальвации смысла, кощунственным и провокационным работам. Устремленность к поиску нового художественного языка, новой выразительности достигается за счет пересмотра подходов репрезентации и изменении отношений между образом и реципиентом. В этом контексте интересным представляется опыт выставочного проекта «После иконы» – авторов с академической выучкой, что проявляется в частности в выборе традиционных жанров церковного искусства: скульптура, икона и мозаика. Работы участников объединения демонстрируют разные подходы: наследование одновременно церковной традиции и авангарду, трансляция христианских образов и символов в новые формы, обращение к традиционным техникам мозаики и фрески. Общая идея заключается в отказе от копирования древних образцов в пользу художественного поиска в границах, очерченных каноном церковного искусства. Особое значение уделяется теме среды, в которую помещают образы: это не только пространство галерей, но и стрит-арт как новое выражение народности, и пространство заброшенных церквей как обращение к теме утраченного национального наследия. Разрешение теоретической проблемы актуального религиозного искусства возникло в момент самоопределения искусства как такового. Следовательно, ее разрешение находится в широкой области философии религии. В связи с этим авторам представляется ключевым выявление механизма репрезентации, специфики художественного языка актуального религиозного искусства на примере проекта «После Иконы» и его интеграция в культуру третьего тысячелетия.