ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Со времен окончания Второй мировой войны Япония продолжает позиционировать себя как пацифистское государство, которое не обладает наступательными войсками и не ведет гонку вооружений со странами-соседями. Такой подход к самоопределению на международной арене стал причиной формирования политики «мягкой силы», которая направлена на достижение национальных интересов не через принуждение, а через сотрудничество и убеждение. Сам автор термина американский политолог Джозеф Най отмечал большой потенциал Японии в области «культурной дипломатии», которая является частью политики «мягкой силы»[2]. Началом активной культурной экспансии Японии можно считать учреждение в 1972 году под эгидой Министерства иностранных дел Японии Японского фонда, который должен был стать флагманом в развитии международного культурного обмена Японии. В 2003 году фонд изменил юридический статус и стал независимой от правительства организацией, что позволило привлекать финансовые ресурсы из различных источников. Деятельность фонда делиться на 4 категории: продвижение обучения японскому языку за рубежом; продвижение культурного обмена; продвижение японоведения за рубежом; помощь в сборе и предоставлении информации. Сейчас Японский фонд насчитывает 25 представительств в 24 странах по всему миру[6]. В 2000-е годы министерство иностранных дел вновь заявило о необходимости продвижения «мягкой силы», но теперь с упором на японскую поп-культуру. В ноябре 2013 году был сформулирован и запущен проект Cool Japan, а также фонд Cool Japan Fund с целью поддержки и содействия развитию зарубежного спроса на японские товары и услуги[4]. Главная цель проекта – это коммерциализация японской массовой культуры, которая включает в себя музыку, кино и анимацию, моду, «стиль жизни», косметические и медицинские товары и другое. Cool Japan Fund активно инвестирует в зарубежные мероприятия, направленные на продвижение японской культуры и креативного бизнеса, а также финансирует национальные туристические проекты. В развивающихся странах помимо организаций культурной направленности действуют японские центры, цель которых состоит в распространении информации и методов ведения бизнеса по-японски, подготовка кадров для бизнеса в принимающих странах и формирование сообщества бизнесменов, которые были бы готовы сотрудничать с японским бизнесом[5]. Центры проводят наборы заинтересованных предпринимателей на бизнес-курсы и языковые программы и другие мероприятия, призванные наладить контакт между представителями японского и местного бизнеса. Параллельно с культурными и бизнес программами, направленными на молодых и активных представителей зарубежных стран, получили развитие образовательные проекты. В 2008 году Министерством образования, культуры, спорта, науки и технологии был сформулирован «План о 300 000 иностранных студентов», цель которого принять 300 000 иностранных студентов к 2020 году[1]. Он разработан для повышения международной конкурентоспособности университетов и других образовательных и исследовательских учреждений, а привлечения талантливых иностранных студентов. Эта политика оказала положительное влияние на образ образовательных услуг Японии и внесла вклад в решение проблемы сокращения населения и нехватки кадров, которые частично восполнили иностранные студенты и выпускники. Серьезные экономические и технические проекты реализуются в рамках системы официальной помощи развитию, которая подразумевает выделение грантов и кредитов на условиях концессии, которые предоставляются развивающимся странам. В зависимости от проекта и характера требуемой помощи Япония принимает участие напрямую или через международные организации. Основными направлениями поддержки являются гранты, которые предоставляются на безвозмездной основе, и техническое сотрудничество с целью развития людских ресурсов и современной инфраструктуры[3]. Решение о характере и объемах оказываемой помощи принимает специально созданное Японское агентство международного сотрудничества (JICA). Сейчас организация насчитывает около 97 зарубежных представительств и работает в 150 странах, в том числе в России, Армении, Грузии и других странах СНГ, где все более активно заметна ее деятельность. Например, в Грузии реализуется программа «Сельское хозяйство и региональное развитие», в рамках которой Япония оказывает эффективную помощь посредством предоставления оборудования, восстановления помещений, учебных курсов с целью оживления сферы сельского хозяйства, туризма и активности малого и среднего бизнеса. Также Грузии была оказана грантовая помощь в области гуманитарной безопасности и разминирования и др.[7]. Проведенное исследование показало, что Япония рассматривает инструменты «мягкой силы» в качестве важного средства формирования положительного образа на международной арене, который должен способствовать достижению политических и экономических целей. «Культурная дипломатия», которая проводится японским правительством посредством государственных организаций и НКО, культурных центров и специализированных проектов, способствовала не только распространению японских ценностей по всему миру, но и открыла путь для проникновения креативного бизнеса японских компаний на иностранные рынки. В последние годы вектор продвигаемой «мягкой политики» сдвигается в сторону сотрудничества в области образования и экономических проектов в рамках официальной помощи развитию, что может говорить о стремлении Японии открывать новые рынки для национальных бизнесов.