ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Современное образование исподволь готовилось к переходу на дистанционное обучение. Соответствующие разделы в указах Министерства Просвещения и Федеральных законах появились ещё в 2012-2014 годах. Но оказалось ли оно к нему готово? Дистанционное образование предполагает выработку иных форм подачи информации и способов контроля, которые не только непривычны большинству педагогов практически, но и во многом противоречат тем теоретическим (и в первую очередь - философским) основаниям, на которых зиждется система офф-лайн образования в нашей стране.Русская философская традиция в образовании (и в особенности такие ее представители, как И.А.Ильин, В.В.Розанов, С.И.Гессен, С.Н.Булгаков) настаивают в целом на том, что педагог (и в особенности – преподаватель высшей школы, академии или университета) должен не только и не столько учить, сколько воспитывать; не столько передавать информацию, сколько будить мысль; не столько обобщать, сколько углублять и индивидуализировать. Ценностное мышление, аксиология сердца, «свобода для» – эти, заложенные русскими философами образования, принципы рассматриваются как основание успешного обучения, без которого образование, строго говоря, не может состояться. В докладе рассматриваются эти и иные принципы образования, отражённые в работах В.В.Розанова, И.А.Ильина, С.И.Гессена и основные рекомендации ведущих методологов в области он-лайн образования, выявляются как аспекты, в которых они не противоречат друг другу, так и те положения, которые оказываются прямо противоположны (особенно в области практических рекомендаций). Предлагается практическое решение, позволяющее применять дистанционное обучение с учётом требований он-лайн методологии и психологических особенностей восприятия аудио-визуальной информации, но сохраняя основные положения и принципы русской философии образования.