ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Мир меняется. Мир изменился. Можно возразить, что мир меняется постоянно, что изменчивость и есть главная черта нашего мира. Однако, сегодняшние изменения катастрофичны. Глубинные изменения претерпевают экономика, геополитика, биология, сферы труда и государственного устройства, и, безусловно, этика. Мы хороним своих близких в закрытых гробах. Мы боимся обнять друг друга. Каждый друг другу стал бомбой замедленного действия. Биологическим оружием. И в этом ключе происходит сдвиг этических тектонических плит. В поисках новой этики мы обращаемся к истокам. В древнегреческой парадигме добродетели с необходимостью вписаны в плато государственности. Платон соотносит части души, виды добродетелей, типы людей и их задачи в государственной жизни. То есть этика неразрывно связана с общественной ролью каждого. В христианстве быть добродетельным — значит идти против грехопадения. Значит противопоставлять свои мысли и поступки грехам. Вся жизнь и этика христианина пропитана в первую очередь любовью к Богу. Капиталистическая идеология предлагает утилитарные ценности и строится на условном эгоизме. Важны в первую очередь личные желания. Общество потребления состоит из самозамкнутых на своих желаниях единицах. С приходом пандемии акцент на личном утрируется, превращая каждого во врага. Так как возможна сегодняшняя этика? Что значит быть добродетельным человеком в 2020-м году? На эти и другие вопросы я попытаюсь ответить в своём докладе.