ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Особую роль в степени, скорости и качестве усвоения учебного материала играет лингвистический аспект любого текста, целью которого является передача знаний. От качества текста учебной литературы, к которой прибегают в ходе обучения студентов в высших учебных заведениях, зависит уровень профессиональной подготовки будущих кадров. Ведь во многом именно от качества учебного текста будет зависеть исход общения между коммуникантом A (студентом) и коммуникантом B (преподавателем). Очевидно, что лингвистические параметры учебных материалов не менее важны, чем, например, процесс стандартизации принципов структурирования составных частей учебника или описание технических особенностей процесса издания учебной книги. Единых, установленных государственным стандартом правил, которые бы отражали нормативную базу подготовки учебных материалов для высших учебных заведений страны, на данный момент не существует. Каждое учебное заведение, которое проводит подготовку будущих специалистов в различных областях знаний, имеет собственный библиотечный фонд, в составе которого могут присутствовать как изданные в собственных типографиях материалы, так и учебные издания, опубликованные на базе других вузов страны. Так, возникает ситуация, при которой в процессе обучения студентов в вузах может использоваться любая книга вне зависимости от того, соответствует она требованиям, касающихся лингвистического аспекта, или нет. Более того, требования к лингвистическому параметру учебной книги могут не выдвигаться вовсе. Как следствие, возникают ситуации недовольства качеством учебной литературы в студенческой и преподавательской среде. На данный момент существует тенденция к разработке и созданию каждым отдельным университетом/ институтом своих собственных стандартов, направленных на установление единого образца издания внутри вуза. При рассмотрении уже существующих стандартов удалось выяснить, что стандарты организации учебной литературы существуют лишь в малой части вузов страны. В свою очередь, в уже созданных документах лингвистический аспект отражён в различной степени. В стандарте ряда вузов – наиболее полноценно (стандарт, подготовленный в Кубанском государственном аграрном университете или в МГТУ имени Баумана), в стандартах других – фрагментарно (стандарт, подготовленный в МИСиС). В некоторых – не отражён вовсе.