ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Для российской философской мысли в рамках проблемы разделённых обществ характерно подчёркивать противопоставленность народа и элиты. В рамках этого противопоставления народ рассматривается как носитель автохтонных начал, национально-цивилизационной идентичности , а также конфессионально-религиозной идентичности, наконец национального суверенитета. Элита же характеризуется как отчуждённая от народа. Соответственно подчеркивается отчуждение элиты и от народных начал. То есть вопрос об отчуждении элит очень важен для русских философов. Истеблишмент воспринимается скорее как западнический и космополитический класс, как часть глобальных и транснациональных институтов. К примеру , данная проблематика очень характерна для российского философа Панарина. Одна из его работ даже носит название Народ без элиты. В другой работе Глобальное политическое прогнозирование он усматривал в народе архетип континента Евразии - народный континентализм и цивилизационизм . А элиты стали носителями геополитического архетипа Моря, характерного для западноевропейской и американской цивилизации. Кроме того, для него важна конфессиональная проблематика. Народ связан с понятием православной цивилизации, а элита отчуждена от православной идентичности . Ещё один философ Вадим Цымбурский усматривал в правящей элите тенденцию к так называемому европохительству- стремлению к похищению Европы. Отметим в заключение, что в расколе на народ и элиту находятся и корни современного популизма . Поскольку западные популисты также апеллируют к антиэлитарному и народоцентричному дискурсу . Здесь любопытные параллели между российской социально-политической философией и европейским политическим дискурсом.