ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Материя – это не вещь и не совокупность вещей. Материя – это не объект, противостоящий субъекту. Материя парадоксальным образом везде (ведь мир, как принято считать, материален) и одновременно нигде (ведь в мире нет ничего, указав на что можно было бы сказать, что это и есть материя). В этом смысле может показаться, что материя – это просто лишняя сущность, от которой, следуя принципу бритвы Оккама, давно уже пора избавиться. Однако сама история философии показывает, что это не так. Дело в том, что материя – это вовсе не имя для какого-то особого сущего, чего-то, что каким-то образом есть (подобно другим сущим – столу, галактике, микробам…). Материя – это философский концепт. А если так, то возникает вопрос, что же этот концепт концептуализирует? Наша позиция заключается в том, что материя концептуализирует (а значит, дает имя и место) нечто предельно чуже-странное (чужое в смысле alien и странное в смысле weird). В этом смысле нечто является материальным вовсе не потому, что оно обладает устойчивостью и плотностью, но именно потому, что оно всегда противопоставлено нам, что оно способно дать отпор, разбить наши объяснительные схемы, заставить усомниться в том, что, как казалось, мы уже знаем. Материальное не пассивно, но, напротив, чудовищно активно, и мы тоже можем пасть жертвами скрытых от нашего взора материальных (и в этом смысле всегда непрозрачных для мысли и недоступных для воображения) процессов. Даже наши тела материальны именно потому, что они всегда могут подставить нас: к примеру, сегодня мы здоровы и как бы прозрачны для самих себя, но уже завтра врач вполне может поставить чудовищный диагноз и мы вдруг осознаем, что наше тело как бы и не наше вовсе, что оно живет своей жизнью, а мы в буквальном смысле сами не в себе. И если можно назвать Бога тем предельно далеким, что, тем не менее, всегда уже до невозможности близко, то материя – это то до невозможности далекое, что сохраняет этот статус, даже несмотря на то, что оно всегда уже принципиально здесь, всегда уже принципиально с нами. Материя – это концепт, при помощи которого мыслители как раз и оказываются способными удержать этот горизонт чуже-странного, осмысляя и принимая тот пугающий и чудовищный факт, что мы не у себя дома, что мы чужие среди чужих. В этом смысле принципиальным для любого мыслителя материального становится поход в область массовой культуры, в которой уже давно нашли пристанище самые разные образы чужого, странного и монструозного. Космические захватчики, нечто из глубин океана, недр земли или космоса, зомби, инопланетяне и призраки – все это ставит перед теорией материи новые вопросы, но, вместе с тем, дает важнейший ресурс для мышления того, что противится всякой мысли, и воображения того, что воображению неподвластно.