ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Цуда Сокити был одним из представителей школы историков-ревизионистов. С. Цуда в отличие от большинства видных историков того времени не являлся выпускником Токийского императорского университета. В отличие от своих коллег, которые стремились восстановить подробнейшую хронологию событий, С. Цуда попытался взглянуть на историю в глобальной перспективе, задавшись важнейшими вопросами «когда» и «каким образом» сформировалась императорская власть в Японии. К примеру, в статье «Рассуждения об императоре» (天皇考) С. Цуда, обращаясь к китайским и японским историческим сочинениям, старается определиться с термином «тэнно», историей его появления и спецификой применения в стародавней Японии. С. Цуда скрупулёзно изучил письменные свидетельства китайской истории. Поэтому, анализируя японские тексты, он высказал обоснованное предположение о мощнейшем китайском влиянии на процесс становления историописания в древней Японии. Например, основываясь на материалах древних текстов, исследователь приходит к выводу, что термин «тэнно» (кит. тяньхуан) имеет в том числе и даосские истоки. При этом в Японии термин «тэнно» приобретает новое осмысление, став частью политической идеологии и религиозной культуры. Таким образом, «тэнно» оказался высокоперспективным и уместно соответствовал концепцию божественного происхождения японских императоров. Лейтмотивом исследований С. Цуда было разделение мифологии и истории, что противоречило устоявшимся в период Мэйдзи взглядам на национальную историю. В условиях цензуры и сильной идеологической пропаганды С. Цуда имел смелость выступить против декларируемой правящей элитой модели «правильной» истории Страны Восходящего солнца. Его подходы к изучению древней истории Японии в послевоенное время смогли стать основополагающими и получить признание среди нового поколения учёных-историков, став для многих из них подлинным наставником в области исторических штудий.