ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Как известно, одной из целей религиозной политики Юстиниана I (527–565) было восстановление церковного общения между сторонниками и противниками IV Вселенского Собора в Халкидоне (451). Указанной цели служило развитие при прямом участии императора неохалкидонского богословия, представлявшего собой синтез христологии Халкидона и учения свт. Кирилла Александрийского († 444). В ходе диалога с антихалкидонитами православная сторона была готова пойти на значительные уступки, в том числе на осуждение «Трех Глав» и ряда других крупных представителей Антиохийской школы, о чем Юстиниан впервые заявил в 532 г., во время богословского собеседования со сторонниками Севира Антиохийского († 538). Примечательно, что в конце своего правления (562/3), заключив мир с персами, император провел аналогичное собеседование с представителями Церкви Востока — восточными сирийцами, жившими на территории Сасанидского Ирана и принадлежавшими к противоположной части христологического спектра. Разумеется, последние не могли положительно воспринять развитие неохалкидонизма, одним из следствий которого стало осуждение «Трех Глав» на V Вселенском Соборе в 553 г. Предметом рассмотрения в докладе станет богословская аргументация сторон, представленных соответственно Юстианианом и митрополитом Нисибинским Павлом († 573). Изучение этой аргументации, возможное благодаря записи диалога, сохранившейся на сирийском языке, дает возможность вписать его в контекст развития как неохалкидонской христологии, так и восточносирийского несторианского богословия.