ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
На сегодня более или менее общепринято воспринимать литературу Второго храма (и, в первую очередь, апокалиптику) как частный случай эллинистического синтеза, когда традиционные (или, по крайней мере, «восточные» по своему происхождению) элементы накладываются на греческую (платоническую) по сути мировоззренческую схему (примат небесных образцов над земными реалиями, предопределённый круг вселенской истории и географии, абсолютное Божество и посредующие Его ангелы, дихотомия материи и духа и др.). Вписываются в эту научную модель и апокалиптические (визионерские) тексты, получившие распространение в еврейском мире того времени: герой-визионер отправляется в небесное путешествие, чтобы получить информацию об устройстве высших миров - которая, в свою очередь, служит законченным и предопределённым образцом ещё грядущих земных событий. Напротив мистические элементы в литературе Талмуда и Мидраша несколькими столетиями спустя будут акцентировать способность человека влиять на небесные миры, побеждать небесные силы, соучаствовать в Божественном управлении мира и радикально изменять (например, раскаяньем) собственную судьбу. Это кардинальное различие между эллинистической и римской еврейской литературой (и религиозной идеологией) находит себе подтверждение и со стороны социально-исторического устройства еврейского общества в каждый из периодов. Тем не менее, исследования последних лет заставляют поставить это различие под определённый вопрос: не имеем ли мы здесь дело с разными литературно-стилистическими тактиками выражения общей в действительности картины мира? В своём докладе я постараюсь привести примеры, которые могли бы свидетельствовать об активном присутствии элементов теургии (идеи человеческого влияния на Божество и высшие миры) в визионерской литературе. Герой-апокалиптик часто, по-видимому, не просто «гостит» на небесах, но должен выполнить необходимую и по отношению к самим небесам функцию, невозможную без человеческого участия. Дошедшие до нас тексты, в таком случае, могут лишь маскировать и оттенять эзотерические учения, нежелательные к эксплицитному изъяснению. В результате смены литературных тактик теургические идеи выйдут позже на поверхность, однако косвенно присутствуют и подразумеваются и за кажущейся платонической линейностью картины мира в литературе Второго храма.