ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Специфика северных и арктических городов связана с климатическими параметрами: низкие зимние температуры, сильные ветра, во многих районах – наличие вечной мерзлоты; в приморских районах добавляется высокая влажность и т.д. Однако в не меньшей степени арктическая, северная специфика – это удаленность, экстремально высокие затраты на транспортировку, причем в условиях редкой сети населенных пунктов требуется транспортировка многих видов сырья, топлива, стройматериалов. Кроме того, редкая сеть населенных пунктов, слабая транспортная связь между ними и, в целом, малая численность населения таких городов обуславливают узость местного рынка, что существенно усложняет экономическое развитие. Зарубежные экономисты (Берман и др.) вообще определяют параметр удаленности (remoteness) как главный экономический критерий Севера, еще ранее об этом писали отечественные североведы (Славин и др.). Соответственно, задача организации комфортной городской среды усложняется: она уже не может решаться в рамках только и исключительно «поля» самой городской среды, в отрыве от других аспектов жизни северного города. Она должна рассматриваться как неотъемлемый элемент всей жизнестойкости социоэкономической системы арктического/северного города, и в частности, его экономики. Последний аспект заставляет рассматривать городскую среду не просто с точки зрения комфорта жителей, но и как один из драйверов местной экономики, а именно, «заказчик» услуг местных фирм – производителей материалов и конструкций, креативных услуг и т.д. Конечно, задача имеет множество ограничений: с одной стороны, северные условия требуют довольно специфических, устойчивых к подгодным воздействиям конструкционных материалов, и далеко не всегда возможно наладить их местное производство, с другой – местное производство предпочтительнее с точки зрения развития самого города, обеспечения занятости «пользователей» городской среды. В этой связи интересен опыт как советского периода (когда производство стройматериалов, а также разработка собственных инженерных, конструкторских, дизайнерских решений и т.д. осуществлялось во многих северных городах), с другой – зарубежный опыт (например, разработка типов домов для Севера в специализированном центра в Фэрбанксе с учетом возможностей транспортировки материалов).