ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
«Словарь языка Михаила Шолохова» под редакцией профессора Е.И. Дибровой вышел в свет в 2005 году, и к настоящему времени его используют в ведущих университетах более 25 стран мира. К дифференциальным разрядам словаря относятся: 1) авторская лексика и фразеология (ледозвонить – покрываться тонким льдом, звонко потрескивая; глаза-картечины – маленькие, бегающие, с тяжёлым, пронизывающим взглядом глаза); 2) различные формы разговорной речи – народно-традиционной, народно-поэтической (вожжаться – возиться с кем-либо; играть – петь песни); 3) хронологические пласты языка и стиля (бродник – степной охотник; наказной атаман – начальник Войска Донского, назначавшийся царём); 4) диалектная лексика и фразеология, распространённая в русских и в значительной части верхнедонских говоров, где жил и писал Шолохов (баз – казачья усадьба, дом; каймак – густые подрумяненные пенки, снятые с топлёного молока и сливок). Безусловно, изучение данных пластов лексики становится доступным для студентов-иностранцев лишь на четвертом сертификационном уровне. Но особенностью словаря является описание новых ключевых единиц текста, имеющих концептуальное значение и особую роль в идейно-композиционной организации художественного произведения. Обсуждение в иностранной аудитории таких единиц [текстем – по терминологии Е.И. Дибровой 2005: 27], как Земля, Дон (река), Конь, Песня, Месяц и др., способствует развитию интереса к новой для иностранного студента культуре, т.к. обычно эти единицы сопоставляются с концептуальными основами родной культуры. Текстемы трактуются как слова или сочетания слов, встречающиеся в произведениях писателя в совокупности своих значений: в общеупотребительном, прямом и переносном значениях, а также в собственно авторском, текстовом смысле. Так, текстема Дон представлена исторической и географической справкой, описанием реки в разные времена года (Дон зимой, Дон весной, Дон летом, Дон осенью), животным миром Дона (перелетные птицы и рыба), образом Дона в казачьем мироздании и миропонимании (Дон Иванович, Дон-батюшка, Дон-кормилец; Дон как единство земного и небесного мира; Дон как живая вода; Дон как путь к Дому и к Себе; Дон как рождение и окончание жизни).