ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Транспортная инфраструктура – важнейший объект политико-географических и геополитических исследований. Большое число профильных работ посвящается железнодорожным и автомобильным магистралям, морским каналам и международным проливам, газо- и нефтепроводам, авиалиниям и аэропортам. При этом геополитические аспекты развития городского пассажирского транспорта зачастую выпадают из поля зрения профессиональных исследователей. Метрополитен – наиболее технически сложный и капиталоёмкий вид городского пассажирского транспорта. В СССР наличие системы метрополитена повышало престижность города, служило предметом гордости городских и национальных элит. Метрополитен и в советские, и в постсоветские времена, помимо транспортной, выполняет ещё и идеологическую функцию. Оформление станций в постсоветских подземках обычно далеко от чисто утилитарного. Как правило, для центральных или первых участков сети используются нетиповые проекты, дорогие отделочные материалы, богатый декор. Вплоть до настоящего времени постсоветские метрополитены – поля сражения в битвах за идентичность. Здесь проходят волны декоммунизации, дерусификации и коренизации. Облик многих станций в Баку и Ереване, Харькове и Киеве, Тбилиси и Ташкенте существенным образом изменился с советских времён. Практикуется сдача объектов метрополитена в канун праздничных дат и перед выборами разных уровней. На открытиях нередкие гости политики высокого уровня: главы государств и правительств, мэры городов и др. Так, президент Украины Л.Д. Кучма в период осуществления своих обязанностей поприсутствовал на торжественных церемониях открытия всех новых станций в стране. Постсоветский период развития метрополитенов в разных странах бывшего СССР проходит с разным успехом: в одних заметны локальные успехи (Узбекистан, Казахстан, Белоруссия, значительная часть метрогородов России), в других стагнация (Армения, Грузия, Украина). Оказались нереализованными позднесоветские планы строительства метрополитенов в Челябинске, Омске, Красноярске, Донецке. Дальнейшая реализация этих проектов под большим сомнением из-за отсутствия финансирования (для городов России) и политической нестабильности (Донецк). После распада СССР открыто 3 из 16 метросистем постсоветского пространства (всего в мире около 200 систем). Во всех трех случаях (Днепропетровск в 1995 г., Казань в 2005 г., Алма-Ата в 2011 г.) открытие сопровождалось массированными кампаниями в СМИ в поддержку «созидательного курса» властей соответствующих городов и стран.