ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Отличительной чертой интеграционного процесса стран Общего рынка Южного конуса (Меркосур) стала институционализация трансграничных связей в т.н. «городах-близнецах», широко распространенных на его внутренних границах. Посредством учреждения особых свободных экономических зон, либерализации перемещения жителей приграничья граничащие муниципалитеты двух и более стран получили доступ к политическим инструментам координации совместной экономической деятельности, а также созданию трансграничной социальной и транспортной инфраструктуры. Перечисленные процедуры формально и позволяют приравнять подобные «города-близнецы» к понятию трансграничных городских агломераций (ТГА). Пандемия коронавируса Covid-19, особенно сильно поразившая страны Меркосур, привела к асинхронным защитным мерам со стороны его стран-участниц: от полного «локдауна» и закрытия границ в случае Аргентины до «добровольного карантина», объявленного в Уругвае. Парализованными оказались все ТГА, в том числе находящиеся на границе, проходящей по суше и обычно не контролируемой силовыми ведомствами. Автор разобрал механизмы дезинтеграции ТГА, реализованные в 2020 г. национальными и местными властями. Согласно им, ТГА были разделены на три типа в соответствии с видом границы (сухопутная или речная), степенью ее контроля силовыми ведомствами (контролируемые или неконтролируемые), разновидностью «локдауна», введенного национальными или местными властями. В отдельный тип попали ТГА на границе с Аргентиной: даже такие фактически сросшиеся в монолитную сущность города, как Бернардо-Иригойен и Дионизиу-Черкейра (аргентинско-бразильская граница) были разделены на части, провоцируя идиосинкратическую реакцию со стороны местных жителей. ТГА на границе Бразилии и Уругвая, напротив, прибегли к частичным ограничениям в пересечении границы, не распространившимся на жителей приграничья. В свою очередь закрытие и затем частичное открытие границы между Бразилией и Парагваем было направлено на поддержку отдельных секторов экономики таких, как розничная торговля, в то время как для основной массы населения граница оставалась закрытой. Полученные результаты показывают, что регулирование на национальном уровне по-прежнему играет определяющую роль в развитии трансграничного взаимодействия. Следовательно, возникают опасения в перспективах развития ТГА как полноценного института дальнейшей экономической и, прежде всего, социальной интеграции стран Меркосур.