ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В отечественной политической науке на текущий момент сформировалось устойчивое представление о границах предметных полей между региональной политикой и региональным политическим процессом. Под региональным политическим процессом понимается многообразие отношений и взаимодействий между политическими акторами внутри региона (под которым, как правило, понимается субъект РФ и его система формальных и неформальных политических институтов). Региональная политика, несмотря на интуитивное сходство, в действительности чаще рассматривается как часть федеральной государственной политики, направленной на преодоление регионального неравенства и социально-экономической и инфраструктурной отсталости территорий, а также включает многообразие Центр-региональных отношений. Логическую стройность изложенной модели, однако, хочется проблематизировать как минимум в нескольких аспектах, поскольку в реальной практике региональная политика и региональный политический процесс получают дополнительные точки пересечения. Во-первых, региональная политика, выбор приоритетов, моделей ее реализации и т.д., в действительности испытывает серьезное влияние со стороны политического процесса, причем как на федеральном, так и на региональном уровне. Более того, выбор моделей региональной политики сам по себе становится предметом политической борьбы (или, как минимум, дискуссий о путях развития). Достаточно вспомнить публичные дискуссии о развитии городских агломераций в современной России или об инфраструктурном развитии Дальнего Востока. Во-вторых, реализация мер по преодолению неравенства территорий приводит к активизации регионального политического процесса. Зачастую в ходе реализации федеральных проектов, направленных на поддержку развития отстающих территорий, изменяется конфигурация власти и собственности в регионе, разные экономические и элитные группы получают разную отдачу и т.д. А нередко реализация федеральных проектов развития в действительности означает экспансию федеральных элитных и бизнес-групп в регионах, создавая дополнительные точки политического напряжения, приводя к политическим конфликтам, в том числе в электоральный период. Все это ставит вопрос о необходимости дальнейшей концептуализации и уточнения предмета и категорий региональной политики и регионального политического процесса. Вместе с тем представляется перспективным проведение научных и прикладных исследований именно на стыке предметных полей.