ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Диалог католической церкви с современным искусством проходит как на уровне официальной позиции Ватикана, так и на уровне конкретного прихода. Католический священник, член ордена иезуитов Фридхельм Меннекес, возглавлявший в 1987-2008 гг. приход церкви св. Петра в Кёльне, создал при ней «станцию искусств». За это время им было проведено несколько десятков выставок, имевших большой резонанс как в Германии, так и за ее пределами. В одной из своих книг Ф. Меннекес так формулирует основные принципы новых отношений церкви с современным искусством: 1) история христианской иконографии как иллюстрации веры завершилась; 2) только пустое пространство может дать произведению искусства шанс воздействовать на пространство; 3) смысл нового искусства заключается в атмосферном наполнении сакрального пространства; 4) новые произведения искусства следует включать в пространство церкви только на ограниченный срок; 5) каждое новое произведение нуждается в посредничестве критического разъяснения; 6) искусству и вере следует ставить друг друга под вопрос, и скорее грубо, чем деликатно; 7) искусство имеет свою цель в обновленном видении, а не в обладании одним или более произведениями. Конкретные художественные произведения выставлялись в церкви св. Петра либо в апсиде, либо в форме интервенций в сакральном пространстве. Служили они и импульсами для собственно литургических действий. В докладе будут рассмотрены основные принципы взаимодействия церковного пространства с современным искусством на примере цикла выставок «Триптих», выставок А. Капура, Э. Чильида, А. Райнера, М. Крида, К. Болтански и др. Также будет затронут вопрос конфликта священника с церковным начальством по поводу алтаря, созданного по проекту Э. Чильида специально для церкви св. Петра. С точки зрения Ф. Меннекеса искусство и религию в современном контексте следует рассматривать как автономные друг от друга области, но именно поэтому как имеющие нечто глубинно общее. Для искусства крайне важно сомнение, которое является движущей силой творческого процесса. Однако сомнение также имманентно и вере. Искусство «отбирает» создаваемую религией уверенность и ставит перед ситуацией мучительного вопрошания. Тем самым оно провоцирует религию к тому, чтобы она исходила только из себя самой. Кроме того, как искусству, так и религии свойственна сила конструирования нового мира, непрерывный поиск цельности мира, утверждение измерения «совершенно иного» как подлинного в жизни и в мире.