ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Персидские придворные поэты откликались в своих произведениях на многие события из жизни сюзерена: так, они слагали стихи по случаю его восшествия на престол, рождения наследника, проведения успешной военной кампании, возведения новых дворцов, а также его выздоровления после болезни. Болезнь восхваляемого, как таковая, в произведениях персидских поэтов указанного периода не описывается, встречаются лишь отдельные упоминания о ней, основное внимание поэта сфокусировано на выздоровлении восхваляемого. Такое смещение акцента выглядит вполне логичным особенно в том случае, если в качестве восхваляемого выступает государь, поскольку он, «тень Бога на земле», не может описываться страдающим от болезни, он должен излучать силу и мощь и сам выступать в качестве врачевателя своего государства. Мотивы болезни и выздоровления восхваляемого довольно редко встречаются в персидской поэзии XI–XII вв. (десять произведений – девять касыд и одно стихотворение-кыта) и до настоящего времени не получили освещения в иранистике. Материалом для нашего исследования послужили произведения Фаррухи Систани (ум. 1037/38), Катрана Табризи (ум. 1072), Амира Муиззи (1048/49 – между 1126 и 1152), Анвари Абиварди (1115–1191), Сайида Хасана Газнави (ум. ок. 1160/62) и Сузани Самарканди (ум. 1179). В данном сообщении предпринимается попытка выявить общие принципы изображения болезни и выздоровления восхваляемого в персидской панегирической поэзии XI–XII вв., что позволит нам сформировать более полное представление о характере трансформаций мотивов восхваления (мадх), а также о тематическом репертуаре панегирика в классической персидской касыде. Это сообщение продолжает наши исследования образов восхваляемых, не вполне стандартных для нормативной персидской поэтики, – правителя, находящегося в плену [Акимушкина 2006, с. 85–94], и представительницы правящей семьи (супруги, матери, сестры, дочери государя) [Она же 2020, с. 25–35]. Персидские поэты указанного периода пытаются описать болезнь и выздоровление восхваляемого с помощью различных тематико-композиционных схем, имеющихся в арсенале персидской поэзии, в частности, восходящих к мифу о смерти и воскресении божества плодородия, а также мотивов, относящихся практически ко всем основным жанрам персидской классической поэзии. Универсальным приемом для изображения выздоровления восхваляемого выступает транспозиция (накл), в частности, перенос мотивов из жанра в жанр: например, в регистр панегирической поэзии переносятся мотивы календарной и любовной лирики. В произведениях указанного периода, написанных по случаю выздоровления восхваляемого, наблюдается постепенное расширение набора восхваляемых: если в XI в. таковыми выступают исключительно государь и его родственники, то в XII в. к ним добавляются и высшие сановники. Заметим, что чем выше статус восхваляемого, тем ниже вероятность наличия в касыде подробностей о его болезни и процессе выздоровления, что, по всей видимости, свидетельствует о значительной степени табуированности этой темы в персидской придворной поэзии.
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | Программа | lomo2021prog1.pdf | 681,2 КБ | 30 апреля 2021 [AkimushkinaEO] |