ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В «Ричарде III», последней пьесе первой тетралогии исторических хроник Шекспира, сходятся разные перспективы: с одной стороны, здесь завершается обширный исторический рассказ о противостоянии Ланкастеров и Йорков, развивавшийся в предыдущих трех пьесах, а с другой, разыгрывается личная драма амбициозного Ричарда Глостера, бросившего вызов Фортуне ради заветной цели — королевского трона, который он в конце концов вынужден уступить графу Ричмонду, будущему королю Генриху VII Тюдору. Материалом Шекспиру послужили события, изложенные в хрониках Холла и Холиншеда, а также в других исторических и литературных источниках, но, чтобы приспособить их для сцены, драматург едва ли не впервые в своей практике прибегнул к сложному жанровому эксперименту. Шекспир не просто использовал сразу несколько жанровых моделей, но и сделал так, чтобы заглавный герой мог фигурировать в центре каждой из них (именно это превращает «Ричарда III» в монодраму, сконцентрированную вокруг центрального образа). Среди использованных им драматических жанров — позднее моралите с его центральной фигурой Порока; сенекианская трагедия мести; мистериальное действо на евангельский сюжет об избиении младенцев; средневековая «трагедия» в духе «падения государей» и новая, марловианская трагедия героя с безмерно честолюбивыми устремлениями. В докладе предполагается подробно проанализировать одну из этих моделей, а именно то, как четвертый акт «Ричарда III» строится по образцу мистериального действа, в котором главная роль отведена иудейскому царю Ироду.