ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
При помощи Эзопова теста [1] оценивают способность детей или животных добыть приманку, плавающую на поверхности воды в узком цилиндре вне пределов досягаемости (решением теста является поднятие уровня воды путем, помещения в цилиндр тонущих объектов). Результаты этого теста могут позволить выяснить, есть ли у испытуемого представление о свойстве тонущих объектов поднимать уровень воды и способен ли он к орудийной деятельности. В случае отрицательного результата Эзопова теста возникает вопрос, можно ли научить субъекта решению этой задачи, и чему именно он обучается – конкретному инструментальному навыку (бросанию камня в цилиндр для получения приманки) или же, в процессе обучения он усваивает свойство тонущих объектов поднимать уровень воды. Для оценки механизма решения Эзопова теста его усложняют: например, дают субъекту выбрать в какой цилиндр бросить камень - в заполненный водой или в заполненный песком. Среди животных с подобными задачами справляются только представители видов с высокоорганизованным мозгом: шимпанзе и орангутаны [2], а также врановые птицы - грачи [3], галки [4], новокаледонские вороны [5]. Метаанализ полученных ранее на врановых птицах данных обнаружил, что в большинстве случаев они решают эту задачу не путем инсайта, а скорее быстро обучаются ее решению путем проб и ошибок в ходе самого теста [6,7]. Кроме того, есть мнение, что на положительный результат Эзопова теста могут влиять контекстные подсказки и предпочтение определенных объектов, ранее ассоциированных с получением подкрепления [1, 5]. Поскольку существующая методика проведения Эзопова теста не дает однозначного ответа на вопрос о механизме его решения (о возможности его решения путем инсайта) мы разрабатываем и испытываем на серых воронах такую модификацию этого теста, в которой влияние приведенных выше факторов (обучения в ходе тестирования, контекстных подсказок и предпочтения определенных объектов) можно будет контролировать и попытаться свести к минимуму. Подобная модификация теста позволит применить его для широкого сравнительного исследования степени развития наглядно-действенного мышления животных, а также закономерностей процесса формирования у них представлений о физических свойствах объектов окружающего мира. Первой задаче нашего исследования было выяснить, могут ли вороны самостоятельно (без какого-либо обучения) справиться с Эзоповым тестом. Для этого вначале мы дали возможность восьми воронам ознакомиться со свойствами объектов, являющихся компонентами экспериментальной задачи. Для этого на стенке жилого вольера на один месяц были закреплены пять прозрачных пластиковых цилиндров: один пустой, два - с водой и еще два – с песком (и водой, и песком один сосуд будет заполнен на одну треть, а второй был почти полный). Приманки не было ни в одном из них. Перед цилиндрами был размещен поддон с камнями и кусочками пробки. За весь этот период куски пробки были обнаружены в цилиндрах лишь 4 раза. Затем с каждой из восьми ворон были проведены пять ознакомительных сессий в экспериментальной клетке (по 15 минут каждая). К передней длинной стенке экспериментальной клетки (120 x 45 x 50 см) были прикреплены те же пять цилиндров, а около противоположной стенки был размещен поддон с большими и маленькими камнями и кусочками пробки. Приманки в цилиндрах не было. Была произведена видеозапись поведения птиц. Некоторые вороны манипулировали с камнями и пробками, однако ни одна из них не поместила ни один объект в цилиндры. После завершения ознакомительной серии со всеми воронами был проведен первый Эзопов тест, включающий три тестовые сессии по 15 минут каждая. Тестовые сессии отличались от ознакомительных, во-первых, наличием приманки в каждом цилиндре (личинки мучного хрущака, привязанной к кусочку пробки), а во-вторых, тем, что два цилиндра были наполнены водой и песком не доверху, а до уровня, который был на полсантиметра ниже доступного воронам. Результат теста оказался отрицательным - ни одна из ворон не поместила ни один объект ни в один из цилиндров. Таким образом, результаты первой тестовой серии не обнаружили у серых ворон ни склонности помещать несъедобные объекты в цилиндры, ни способности самостоятельно сформировать представления о свойстве тонущих объектов поднимать уровень воды, налитой в узкие емкости. Далее с четырьмя воронами был проведен упрощенный вариант Эзопова теста с одним цилиндром с водой и камнями. При такой организации теста его успешное решение могло бы быть обусловлено контекстными подсказками, однако воронам их оказалось не достаточно: ни одна из четырех птиц не поместила камень в цилиндр. В настоящее время мы обучаем этих четырех ворон бросать камень и добывать приманку из цилиндра заполненного водой до уровня, который на полсантиметра ниже доступного воронам. Для этого сначала мы помещали камень на дополнительную насадку на верхнем крае цилиндра, а затем постепенно перемещали насадку с камнем вниз. Обучение будет считаться законченным после того, как каждая ворона поднимет камень с пола и бросит его в цилиндр не менее пяти раз подряд. После этого, перед проведением второго Эзопова теста будет проведена корректирующая серия, в результате проведения которой получение корма будет ассоциировано не только с тем типом цилиндра (заполненным водой на ¾), который использовали в ходе обучения инструментальному навыку, но и с остальными четырьмя, которые будут задействованы в Эзоповом тесте (пустым; с песком на ¾; с песком на ¼; с водой на ¼), а также не только с камнями, но и с кусочками пробки. Кроме того, проведение этой серии даст птицам возможность ознакомиться со свойствами цилиндров, заполненных песком или только воздухом, а также плавучих объектов (кусков пробки). Список литературы 1. Jelbert S.A., Taylor A.H., Gray R.D. Investigating animal cognition with the Aesop’s Fable paradigm: Current understanding and future directions. Commun. Integer. Biol. 2015. 8(4):e1035846. 2. Hanus D., Mendes N., Tennie C., Call J. Comparing the Performances of Apes (Gorilla gorilla, Pantroglodytes, Pongo pygmaeus) and Human Children (Homo sapiens) in the Floating Peanut Task. Plos One. 2011. 6: e19555. 3. Bird C.D., Emery N.J. Rooks use stones to raise the water level to reach a floating worm. Curr. Biol., 2009. 19. 1410–1414. 4. Cheke L.G., Bird C.D., Clayton N.S. Tool-use and instrumental learning in the Eurasian jay (Garrulus glandarius). Anim Cogn. 2011. 14(3). 441-455. 5. Miller R., Jelbert S.A., Taylor A.H., Cheke L.G., Gray R.D., Loissel E., Clayton N.S. Performance in object choice Aesop’s Fable Tasks are influenced by object biases in New Caledonian crows but not in human children. PLoS ONE. 2016. 11: e0168056. 6. Ghirlanda S. Lind J. ‘Aesop's fable’ experiments demonstrate trial-and-error learning in birds, but no causal understanding. Animal Behaviour. 2017. 123. 239e247 7. Hennefield L., Hwang H.G., Weston S.J., Povinelli D.J. Meta-analytic techniques reveal that corvid causal reasoning in the Aesop’s Fable paradigm is driven by trial-and-error earning. Animal Cognition. 2018.