ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Секция «Современные интернет коммуникации» Социальные сети: от социального эксперимента до Clubhouse Научный руководитель – Костикова Анна Анатольевна Гурнак Александра Владиславовна Сотрудник Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Философский факультет, Кафедра философии языка и коммуникации, Москва, Россия E-mail: gurnakav@mail.ru Современное общество сложно представить без многих благ прогресса. Таких как, на- пример, стиральная машина, компьютер или электронная запись в поликлинику. А неко- торые явления и вовсе стали флагманами своего времени [U+2012] те же социальные сети. Ведь, по сути, дети, рожденные после 2000 года, уже не представляют наше общество и процесс коммуникации в нем, исключающий этот канал. То, что в начале зародилось как попытка подтвердить социальную закономерность, сейчас вполне может считаться самым сильным рычагом социального давления и манипулирования не только определенными социальными группами, но и целыми государствами. Чем более развитым становится данное явление, тем больше вопросов мы можем себе задать. Например, можем ли мы выявить некую закономерность или просчитать тенденции, можем ли мы объяснить по- пулярность TikTok и Clubhouse, возможно ли утверждать, что пандемия стала толчком к переформатизации соцсетей, или она просто ускорила и без того возникшие тенден- ции? В рамках данного текста постараюсь тезисно изложить наиболее значимые вехи исторического развития данной проблематики, а также акцентировать ваше внимание на возможных тенденциях. История социальных сетей началась еще задолго до возникновения Интернета. Как социальное явление, при котором людям свойственно образовывать социальные связи, нашло свое отражение в различных философских и политических кружках Античности, а потом уже и в более малоформатных, к примеру, книжных или кулинарных кружках, получивших популярность в 19-20 веках. Однако социальные сети, в том виде в котором мы привыкли их наблюдать, появились только лишь в 90-х годах 20 века. Официально первой социальной сетью можно считать американский портал Classmates.com. Однако интерфейс сайта более напоминает базу данных для поиска одноклассников. Стан- дартный, в нашем понимании, интерфейс соцсетей появился в 1997 году, и связан он с запуском социальной сети под названием Six Degrees. Создание данной сети было не чем иным, как попыткой доказать «теорию шести рукопожатий», которая является ключевой в изучении социальных связей. Настоящий всплеск интереса к социальным сетям можно отметить в 2003-2004 годах в США (MySpace, Linkedln, Facebook) и 2006 году в России (Одноклассники, ВКонтакте). Однако, как и любое ультрамодное направление (мейнстрим), спустя некоторое время (к 2010 году) социальные сети начинают терять популярность среди подписчиков. Происхо- дит это по нескольким причинам. Во-первых, интернет-пространство заполняется огром- ным количеством различных соцсетей, каждая из которых делает акцент на каком-то ключевом отличии своих подписчиков от остальных (национальное, гендерное, классо- вое, религиозное, профессиональное). Во-вторых, стандартный формат соцсетей наскучил пользователям, и они стали «мигрировать» на иные порталы. Третьим фактором можно считать возросшее опасение общественности относительно интернет-безопасности и защи- ты личности. 1 Конференция «Ломоносов 2021» В этот период (2010-2011 года) в мировой политике происходит очень важное событие, частью которого непосредственно становятся социальные сети. В арабском мире проис- ходит «арабская весна». Ведь тогда именно в социальных сетях продвигаются револю- ционные идеи, осуществляется манипулирование общественным мнением и аккумуляция агрессивно настроенной части общества. Для широкой общественности этот факт не имел большого значения, когда как многие государства осознали весь потенциал обладания глобальной соцсетью. Возросший общественный интерес к социальным сетям в период «арабской весны» но- сит крайне ситуационный характер, и интерес широкой общественности к соцсетям про- должает падать. В этот период в мировом технологическом прогрессе намечается тренд на мобильную камеру высоко разрешения. Делать качественные фото, в том числе и личные, становится мейнстримом. Так, 2012 год был официально назван годом selfe. Основатели Instagram Кевин Систром и Майк Кригер очень тонко уловили намечающиеся тенденции, отсекли весь «ненужный» функционал соцсетей, в первую очередь текст, и оставили лишь фото. Почему Инстаграм стал столь популярной соцсетью? Можно выделить несколько клю- чевых факторов. Во-первых, новый формат, который был предложен аудитории социальных сетей, под- держиваемый технологической базой. Во-вторых, фотография упрощает процесс интерпретации информации (по сравнению с текстом), тем самым сокращается время получения новой информации. Таким образом, человек становится все более зависимым от регулярного поступления новой информации. В-третьих, в зависимости от особенностей восприятия и переработки информации боль- шинство людей на нашей планете визуалы (80%) и визуальный контент воспринимается гораздо лучше. Социальные сети позволили перенести бизнес в новую плоскость и аккумулировать денежные и человеческие ресурсы. С приходом коммерции в социальные сети появил- ся целый ряд новых профессий, как например smm-специалист. Интернет-продвижение также изменилось. Совсем недавно мир покорила новая социальная сеть TikTok, потенциал которой до сих пор не раскрыт до конца. Однако мы уже можем проанализировать природу популярности TikTok. Во-первых, видео-формат еще больше сокращает процесс интерпретации информации (по сравнению с фото), тем самым сокращается время получения новой информации, что становится крайне актуально в эпоху «клипового сознания». Во-вторых, «арабская весна» стала причиной переосмысления государствами роли со- циальных сетей на государственном, политическом и экономическом уровнях. Теперь со- вершенно справедливо можно утверждать, что тот, кто владеет глобальной социальной сетью, тот владеет миром. По этой причине TicTok имеет хорошую государственную под- держку и финансирование. Пандемия так же оказала влияние на тенденции в эволюции социальных сетей. Сей- час в авангарде социальная сеть Clubhouse. Исключительной особенностью этой соцсети, по сравнению с другими, является опора на аудиоконтент. Это явление имеет в основе несколько причин. Во-первых, люди становятся все более зависимыми от объема информации, потребляе- мой за день, и аудиоконтент позволяет нам получать информацию тогда, когда по каким- либо причинам невозможно воспользоваться привычным видеоформатом. Во-вторых, не стоит забывать, что по восприятию информации почти 20% населения планеты являются аудиалами. 2 Конференция «Ломоносов 2021» В-третьих, уже несколько лет общемировая тенденция на рынке развлекательных услуг [U+2012] аудиоформат, например, экскурсии или театральные представления проходят в необычных локациях, но с обязательным персональным аудионосителем. Уже сейчас возможно спрогнозировать тенденции в эволюции социальных сетей. Все больше акцент будет делаться на технический потенциал, например, VR и AR. Также сто- ит сказать, что в данном сегменте все больше и больше будет возрастать роль государства, в частности, в вопросах регулирования и финансирования. Источники и литература 1) Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. М.: Идея-Пресс, Дом ин- теллектуальной книги (ДИК), 2000. — 320 с. 2) Могилевская Г. И. Информационная война в социальных сетях // Молодой ученый. — 2015. — No15. — С. 650-654. 3) Таратута Е.Е. Философия виртуальной реальности. Монография. СПб.: Изд-воСПб- ГУ, 2007. — 148 с. 4) Ритцер Дж. Современные социологические теории / Пер. с англ. А. Бойков, А. Ли- сицына. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 688 с. 5) Павленко В.В. Роль современных социальных сетей в социальных и политиче- ских технологиях / В. В. Павленко // Матер. Междунар. науч.-практ. конф. [U+2015]Молодежь в постиндустриальном обществе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hsjournal.org/wp-content/ uploads/2012/11/pavlenko.pdf