![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Методы визуальной антропологии позволяют запечатлевать процессы быта, ритуалов, взаимоотношений между людьми во всем их многообразии, неоднозначности, со всеми деталями и нюансами, не укладывающимися в рамки строгих концепций, но передающими неповторимую психологическую атмосферу, характерную именно для конкретного человеческого сообщества. Необходимо в многообразии явлений выбрать тех людей и те события, которые наилучшим образом передают характерные черты наблюдаемой культуры. Зачастую может возникнуть серьезное расхождение с представлениями, сложившимися в ходе предварительных исследований, так как критерии отбора по логико-рациональным соображениям и по визуальным представлениям могут существенно различаться. И уже на этом этапе у антрополога-исследователя может возникнуть внутренний конфликт, разрешение которого потребует от него определенной гибкости при переходе от традиционного исследования к визуальному. Тем более, эта проблема может возникать, если антрополог не снимает самостоятельно, а сотрудничает с оператором. Существует опасность, связанная с естественным желанием ученого создать визуальный эквивалент своему исследованию. В этом случае может возникать эффект иллюстративности и вторичности, из-за доминирования взглядов конкретного исследователя, что будет лишать съемку непосредственности и неангажированности, а, следовательно, возможности свободного и целостного освещения события. Но не менее опасна и другая позиция, типичная для профессиональных кинематографических и телевизионных подходов, когда задача создания правдивого образа культуры подменяется авторским самовыражением или стремлением соответствовать сложившимся стереотипам и формам, идущим от распространенных представлений о художественной выразительности и привлекательности тех или иных приемов для зрителей.