ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Углубленный и, в определенный степени, критический анализ результатов проведенных в последние годы исследований «идеального портрета руководителя образовательного комплекса» выявил ряд требований, предъявляемых к личностным и деловым качествам руководителей и педагогов, куда включалась: «эффективная коммуникация, умение действовать в экстремальных ситуациях, умение работать в команде, выявлять первостепенные задачи и быстро находить решение». Кроме того, он должен быть «стрессоустойчивым, честным, порядочным, ответственным, аккуратным, интеллигентным». При этом в публикациях на данную тему недостаточно полно был освещен вопрос о верификации данных качеств у реальных работников. Вся проблем заключалась в двух обстоятельствах. Во-первых, многие исследователи, включая уважаемого коллегу Е.М. Баришовец, считают идеальные портреты, на которых теоретически опиралось исследование, – «идеальные типы (по М.Веберу) по своей природе утопичны», поскольку их «нельзя найти в повседневной реальности». И, во-вторых, для исследователей остается не решеным актуальный прикладной методический вопрос: о способах выявления и измерения этих качеств у реальных работников образовательных учреждений и, что особо важно, у кандидатов на должности педагогов и руководителей-педагогов. Набор профессиональных компетенций, которыми овладевают учителя в ходы обучения в вузе, «может и должен, - как говорят педагоги, - реализовывать лишь субъект с определенными личностными качествами». Мы смогли разработать способ выявления личностных качеств педагогов, которые соответствуют характеристикам, полученным по результатам социологических опросов сотрудников государственных образовательных учреждений и родителей.