ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В соответствии с широко распространенным мнением, на территории современной Чехии Кирилло-Мефодиевская традиция оборвалась, едва начавшись, когда после смерти Мефодия папа Стефан V упразднил привилегии, данные до этого моравской церкви, а князь Великой Моравии Сватоплук изгнал учеников Мефодия из страны. Тем не менее Кирилло-Мефодиевская традиция в чешских землях продолжала свое существование, и речь отнюдь не ограничивается славянским богослужением в Сазавском монастыре в XI веке и так называемым «старославянским периодом чешской книжности».Созданный равтоапостольскими братьями «славянский» язык воспринимался чехами как «свой» не только в X-XII веках, но и много позже – в эпоху расцвета уже собственно чешской письменности. Когда же в соответствии с «золотой буллой» (1356) Карла IV официальными языками Священной Римской империи были объявлены немецкий, итальянский и чешский, то «славянский» язык рассматривался как такая же интегральная часть этого чешского языка, как латынь – интегральная часть языка итальянского. Не случайно Карл IV пригласил в основанный им в Праге, по согласованию с папой Климентом VI, бенедиктинский Эмаузский монастырь хорватов-глаголашей, получив у папы разрешение на славянскую литургию в этом монастыре. Следует отметить и «глубинное течение» – предполагаемое воздействие на языковую ситуацию в чешских землях «славянского» языка, эксплицитно не фиксируемое, однако теоретически возможное (аббатиса Кунгута была внучкой черниговского князя Ростислава Михайловича, чешский король Вацлав II охотно приглашал к своему двору монахов со славянского Востока, среди студентов Пражского университета было немало «русинов», Ян Жижка и магистр Иероним Пражский посещали территорию современной Белоруссии, настоятель Эмаузского монастыря в Праге Бенешовский рассматривал Острожскую библию как образцовую в языковом отношении и т.д.).