ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Критическое мышление исторически связано с проектом Просвещения, которое поставило критический подход во главу угла. Но само Просвещение основывается, как известно из знаменитого эссе Канта 1784 года, имеет в своей основе предпосылку о достижении самим человеком своего совершеннолетия, что выражается в его способности самим пользоваться своим умом. Сама идея совершеннолетия "просвещенного человека" была немедленно — после событий Французской революции — поставлена под сомнение философами, которых бы автор отнес к течению контр-модерна. Контр-модерн основывается на столь же догматическом представлении о неполной зрелости, своеобразном несовершеннолетии человека, который еще не в состоянии удовлетворительно пользоваться самим умом без помощи людей или институтов, как бы более продвинутых в сторону будущего, если угодно, более "взрослых" в метафизическом смысле этого слова. Такая традиция контр-модернистского мышления имела хорошую историю в России, где ее утвердил и развил французский мыслитель Жозеф де Местр, долгое время пребывавший в России в качестве посланника сардинского короля. Затем мышление в духе контрмодерна получило блестящее развитие в России в работах П.Я. Чаадаева, Ф.И. Тютчева и Вл. Соловьева. Любопытным образом, будучи западническим по своим истоком течением русский контрмодерн в конечном итоге вливается в прямо противоположную традицию русского либерализма. Тем не менее в современном либерализме есть и модернистские и контрмодернистские черты. Проблема, однако, в том, что критический подход к критическому мышлению выявляет изначальную посылку, которая держится исключительно на вере — считать или не считать современного человека взрослым и существуют ли в окружающем мире некие институты или социальные образования, более "взрослые", чем те, что приписывают сами себе статус современности?