ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
С древнейших времен философы, поэты, художники и религиозные деятели размышляли над мистическим феноменом любви. Основываясь на греческой традиции различения проявлений любви, П. Сорокин проанализировал эгоистическое проявление любви (Эрос) и неэгоистическое проявление любви (Агапе), а также их сущностное влияние на все сферы деятельности человека. «Страстный русский оратор», как называли его современники, утверждал, что в мире бушующих страстей, войн, конфликтов и небывалой агрессии только мистическая и непознанная сила любви, направленная на все человечество, а не на конкретный субъект, способна спасти мир от неминуемого саморазрушения. Но какова эта загадочная сила? Как она проявляется и можно ли ее измерить? Как она нисходит на людей, и какие изменения в человеке производит? В рамках исследования «Altruistic love: A study of American "good neighbours" and Christian saints» Сорокин последовательно сравнивает два главных типа альтруистов - «добрых соседей» и «святых». «Добрые соседи» руководствуются принципами отчасти «прагматическими», потому что наиболее общей причиной своего поведения они зачастую называют желание создать некую благотворную среду, пропитанную взаимопомощью и благожелательностью. [1, с.11] Важно подчеркнуть, что именно данный тип альтруистов производит наибольшее «количество» любви, с точки зрения Сорокина. Святые, или апостолы любви, как называет их Сорокин, достигают более совершенной и возвышенной неэгоистической любви путем особой мистической интуиции. В некоторых случаях они даже отождествляют себя со сверхсознательным источником Любви, Красоты и Истины, называя себя инкарнациями таких - Бог, Брахма, Отец, Мать и другие эквиваленты. [2, с. 109] Поэтому можно утверждать, что если добрые соседи руководствуются «рациональным» пониманием любви и нравственности, то святые в некотором смысле выходят за рамки рационального и, в стремлении слиться со сверхсознанием, проявляют себя как гении творческой любви, как создатели новых моральных законов, как образы абсолютно нового типа поведения. Соответственно, являясь девиантами, они чаще приводят не к единению людей, а, наоборот, к их разобщению. Однако именно они расширяют границы понимания «этичного» и дают пример более возвышенного проявления любви и служения людям.