ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Современный учебный процесс уже немыслим без широкого применения новых постоянно развивающихся информационно-коммуникационных технологий. Их развитие создает основу для реализации научных и образовательных программ на качественно новом уровне, инициирует возникновение новых образовательных практик, что в свою очередь способствует трансформации образовательной системы в целом. В настоящее время большую популярность приобретают системы управления обучением (от англ. Learning Management System). Они используется в учебной деятельности для создания, управления и распространения учебных он-лайн материалов с обеспечением совместного доступа. В состав системы входят различные компоненты, набор которых в различных учебных курсах может варьироваться в зависимости от формы обучения (смешанное или дистанционное обучение), целей и задачей конкретного курса и предпочтений преподавателя. Благодаря высокому уровню интерактивности, они могут применяться как в смешанном, так и в дистанционном обучении. В данном докладе рассматривается опыт использования системы управления обучением MOODLE в компьютерной лингводидактике и, в частности, в учебном курсе «Информационно-коммуникационные технологии в межкультурной коммуникации» на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова. В основе курса лежит международный телекоммуникационный проект «Global Understanding» («Глобальное взаимопонимание»), участниками которого на сегодняшний день являются университеты более чем 28-ми стран мира, включая МГУ имени М.В. Ломоносова. Данный проект (общение в рамках которого осуществляется через видеоконференцсвязь, а также за счет обмена сообщениями в режиме реального времени (чат)) создан для общения студентов из разных стран и культурных миров, с целью развития у них социокультурной и информационной компетенций и подготовки к успешной самореализации в условиях поликультурного мира. В рамках проекта каждый университет общается со своим партнером в течение четырехнедельного срока; обсуждаются четыре основные темы: «Образование», «Семья и Традиции», «Смысл жизни», «Стереотипы и Предрассудки» и одна свободная. Многолетний опыт участия в проекте и его анализ показал, что не все студенты обладают достаточными знаниями о культуре своей страны, о разных аспектах жизни общества, а многие также испытывают затруднения в оперировании информацией об отечественной культуре, пользуясь средствами иностранного языка. Учитывая вышеизложенное, было решено изменить форму организации курса, уделив особое внимание повышению эффективности «социокультурной» подготовки студентов через личностно-ориентированный характер учебной деятельности. В качестве формы реализации учебного процесса была выбрана форма смешанного обучения. В рамках очного компонента занятия проходили в классе как без общения с университетами-партнерами («локальные» занятия), так и в виде видеоконференций и общения с удаленными участниками в чатах. Большое внимание было уделено вопросам разработки поддерживающего дистанционного компонента в форме учебно-динамической программы, находящейся в модульной объектно-ориентированной динамической среде (от англ.: modular object- oriented dynamic learning environment (MOODLE)), предназначенного, в основном, для поддержки учебно-организационной и учебно-методической деятельности и собственно учебного процесса. Выбор и успешное использование учебной среды обусловлены философией MOODLE, основанной на конструктивистских принципах, дидактическими свойствами среды, а также дидактическим потенциалом инструментов, входящих в её состав. В ходе работы в УДП у учащихся формируются следующие умения и навыки: • умения чтения, письма, аудирования и говорения; • умение самостоятельно планировать свою деятельность; • умение эффективно организовать деятельность, ориентируя её на конечный результат; • умение работать в информационном пространстве. Практический опыт показал, что учебная среда MOODLE предоставляет значительные возможности для совершенствования преподавания иностранного языка, особенно в плане групповой совместной работы и интеграции разных форм деятельности для всестороннего улучшения языковых навыков, совершенствования речевых умений и владения языком в целом, так как она обладает большим потенциалом для осуществления коммуникации между всеми участниками учебного процесса и позволяет варьировать формы работы в зависимости от содержания, целей и задачей курса.