ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Государственная Дума является федеральным органом законодательной ветви власти, нижней палатой российского парламента. Депутаты избираются всенародным голосова- нием. Для эффективного взаимодействия с электоратом важно наличие канала получе- ния информации о деятельности палаты. Наибольшую актуальность в современном об- ществе приобретают социальные сети, что обуславливает востребованность исследований в разрезе коммуникаций с населением. Кроме того, актуальность исследования связана с потребностью привлечения электората к политическому процессу в свете грядущих пар- ламентских выборов. Объектом изучения является электронное взаимодействие органов власти и управле- ния и граждан, предметным полем выбраны страницы Государственной Думы ФС РФ в социальных сетях. Целью исследования является выявление характеристик аудитории Государственной Думы в медиапространстве и выработка предложений по совершенство- ванию коммуникационной стратегии органа. В начале исследования был выбран предмет анализа - социальная сеть Вконтакте, со- гласно данным сервиса StatCounter (крупный аналитический веб-сервис, отслеживающий посещения сайтов со всех типов устройствapplewebdata://E26F3E20-1F76-4828-8C75-643B8 BCB37ED#_ftn1) являющаяся самой популярной в России. Страничка Государственной Думы (далее - ГД) была создана 27 апреля 2017 года, за время существования было опубликовано более четырех тысяч записей. Однозначной тенденции к увеличению или снижению активности в социальной сети не наблюдается, наибольшее число публикаций приходится на 2018 год. Записи публикуются ежедневно, судя по времени - утренний пост выкладывается по таймеру (отложенная публикация) в 8 или 9 часов утра. В среднем 2-3 публикации в день. Генеральная совокупность исследования - подписчики сообщества - составила 276835 человек, выборка - 1000 человек. Согласно расчетам, доверительный интервал составил 3,1%. Таким образом, при исследовании 1000 подписчиков с вероятностью 0,95 ошибка не превышает 3,1%, результаты исследования можно считать надежными. С помощью API VK были извлечены данные о тысяче случайных подписчиков, про- изведено исследование выборки 4 критериям: пол, возраст, страна и город проживания. По итогам можно представить образ среднестатистического подписчика сообщества ГД Вконтакте - житель Москвы или Санкт-Петербурга средних лет. Следует отметить нали- чие в выборке иностранных подписчиков - из Великобритании и США (по 3 пользовате- ля), представители других государств единичны. Гендерный состав подписчиков примерно 1 Конференция «Ломоносов 2021» одинаковый (482 - женщины, 518 - мужчины), новостями сообщества в равной степени ин- тересуются мужчины и женщины. Далее были проанализированы показатели вовлеченности пользователей и эффектив- ности публикаций. Коэффициент Engagement Rate (ER)applewebdata://E26F3E20-1F76- 4828-8C75-643B8BCB37ED#_ftn2 позволил выявить, что наибольшая эффективность пуб- ликаций наблюдается по пятницам. Наибольшая эффективность по времени суток - в 7,11, 20 и 23 часа. За исследуемый период (4.03.2020 - 07.03.2021) пик эффективности связан с голосованием по внесению поправок в Конституцию Российской Федерации. В разрезе компонентов откликов аудитории также выделяются пиковые точки. Так, наиболее оце- ненные публикации датируются 23 июня,10 июля и 7 октября 2020 года, самой «залай- канной» публикацией является поздравление Президента РФ с днем рожденияappleweb data://E26F3E20-1F76-4828-8C75-643B8BCB37ED#_ftn3 (2247 лайка). Пиковые точки в репостах датируются 10 июля 2020 года, 26 января и 1 марта 2021 года. Интересно от- метить, что публикация о принятии закона о федеральном бюджете на 2021-2023 годы оказалась одной из наименее распространяемых. Публикации, касающиеся внесения по- правок в Конституцию РФ, также оказались одними из самых комментируемых (2392 комментария). Кроме того, большое количество комментариев собрали публикации от 10 июля 2020 года, в частности пост о внесении законопроекта об ограничении внесудебного порядка отбирания детей у семьи. Структура публикации также влияет на вовлеченность аудитории. Большая эффек- тивность у постов с коротким текстом, содержащим фотоматериалы и ссылки. Показа- тель ER по соотношению дней недели и объема текста демонстрирует больший интерес к коротким текстам по вторникам и воскресеньям, рост интереса к объемным публикациям с четверга по воскресенье. Следует заметить, что в сообществе ГД почти не используется такой инструмент, как хештеги (#). Встречаются две отметки - карточкигд и coronavirus с относительной эффективностью публикаций 31,5% и 28,5% соответственно. На основании проведенного анализа авторами были выявлены недочеты, или, вер- нее, потенциальные «зоны роста» для сообщества ГД Вконтакте. Отмечается недостаточ- ная вовлеченность молодежи (возрастные когорты 18-24 и меньше 18 лет). Инструментами привлечения этой части электората может быть создание модельного поста, например, о нормативной основе выборов или представленных партиях, параметрами которого будут: короткий текст, добавление фотоматериалов, опубликование с 7 до 11 утра или с 20 до 23 часов вечера. На основании анализа эффективности пилотных публикаций проводится корректировка и затем тиражирование. Также предлагается разнообразить систему хеш- тегов, в дальнейшем интегрировать метки с другими органами власти. В-третьих, можно расширить колонку «поздравительных публикаций», связав их не только с персоналия- ми, а также с национальными и народными праздниками, - таким образом мы увеличим вовлеченность пользователей из различных регионов. Интересным является соотношение количества подписчиков из Москвы и Санкт-Петербурга (18% и 62%) в контексте рас- положения нижней палаты в столице. В связи с этим видится перспективным создание исторической рубрики, в рамках которой рассказывается о здании Думы в Москве, исто- рии функционирования и расположения законодательного органа.