ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Исследование динамических воздействий на тело человека при разнообразных техногенных катастрофах приобретает все большее значение. Так в автомобильных катастрофах в России ежегодно погибает порядка 30 тысяч человек. При этом особое значение имеет изучение динамических воздействий на голову человека. Здесь необходимо отметить как экспериментальные подходы к изучению динамических воздействий, так и приближенные теоретические методы. Однако эти методы не дают возможность всесторонне изучить динамические воздействия в широком диапазоне параметров воздействий на защитные конструкции. В настоящей работе впервые с общих позиций механики континуума делается попытка проанализировать динамические воздействия на систему "голова-шлем", в частности, при ударных воздействий с характерными скоростями. Для необратимых деформаций используются определяющие соотношения сформулированные в пространстве деформаций, позволяющие описывать различные виды необратимого деформирования и разрушения. В качестве базовой функции деформирования рассматривается функция где - интенсивность необратимых деформаций сдвига, - начальный предел разрушения, - коэффициент, определяющий интенсивность разрушения. Для решения рассматриваемых динамических задач разработано прикладное программное обеспечение (ППО), позволяющее изучать динамику разнообразных защитных преград при различных ударных воздействиях и иметь значения любых кинематических и динамических величин в любых точках рассматриваемой области в любой момент времени. В докладе в качестве примера приведены результаты некоторых расчетов ударных воздействий на систему "голова-шлем" при различных характерных скоростях ( , , ). Отметим, что ППО позволяет рассматривать широкий спектр различных материалов и различные конструкционные особенности шлема. Предложенный подход и его численная реализация дают возможность всесторонне и наглядно исследовать ударное воздействие на человека и защитные конструкции в широком диапазоне скоростей удара при различных конфигурациях защитных преград.