ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Рубеж XIX-XX вв. ознаменовался нарастающей активизацией контактов между странами и народами мира, формированием единого культурного, научного, интеллектуального пространства – процесса, развивавшегося по восходящей вплоть до начала I Мировой войны. Россия, подобно другим странам, развивалась в русле данных тенденций, испытывая растущее влияние западной культуры и оказывая в то же время все более заметное обратное воздействие на страны Запада. Важнейшим направлением, в рамках которого происходила активизация международных контактов, явилась сфера религиозной жизни, подвергавшаяся существенным трансформациям под воздействием процессов, характерных для эпохи Нового времени (modernity). Характерной особенностью modernity, как это установлено в ряде новейших исследований, являлось сочетание нарастающей секуляризации всех сфер общественной жизни и активизации традиционных религиозных практик, отражавших успешную адаптацию различных конфессий к условиям современности. В настоящем сообщении будет показано, как особенности религиозной жизни России на рубеже веков воспринимались английскими консерваторами-славянофилами, прежде всего, такими деятелями, как Джон Беркбек (John Birkbeck), Этельстан Райли (Athelstan Riley), Стивен Грэм (Stephen Graham), и ряд других. Несмотря на глубокие различия между политической и интеллектуальной культурой России и Англии, а также широко распространенные в британском обществе предубеждения против «империи царей», целый ряд консервативных интеллектуалов Великобритании на рубеже веков проявлял искренний интерес к религиозной жизни православной России и давал ей высокие оценки. Особенности русского религиозного уклада, традиционное благочестие основной массы населения (прежде всего, «простого народа») рассматривались английскими консерваторами как залог успешного развития России в будущем. Предполагалось, что православная Россия станет преградой на пути тенденций атеизма, секуляризма, религиозного индифферентизма, идущих с Запада. Русская церковь воспринималась как активно действующая, влиятельная, располагающая значительными интеллектуальными возможностями организация, союз с которой поможет изжить многие недостатки, присущие церквам Запада. Подобные установки способствовали выдвижению целого рада проектов заключения церковных союзов, организации совместных действий западных и российских консерваторов, ставших важной страницей интеллектуальной и культурной жизни конца XIX – начала XX в.