![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Остро полемическое произведение – «Речь против епископов» – пожалуй, наиболее выдающийся памятник ранней скандинавской словесности в интеллектуальном отношении появилось в Норвегии в кругах, близких королю Сверриру (1177–1202), в самом конце 1190-х гг. Особенность стиля анонимного автора этого произведения заключается в том, что от мыслей, изложенных на родном для него скандинавском языке, он переходит к прямому цитированию латинских текстов («Декрета Грациана», евангелий, посланий апостолов и Отцов церкви), а затем – к своему собственному обратному их переводу на норвежский язык. Переводу – порой весьма вольному, часто напоминающему изложение взглядов и идей самого составителя «Речи» или ее заказчика. Кроме прямых обвинений со стороны короля в адрес церковных прелатов в том, что те своим попустительством уничтожили в Норвегии христианскую веру, впали в ересь, в «Речи» также говорится о том, что церковь посягнула на исконные права монарха и народа, в том числе в части налогообложения. С точки зрения перевода и сложности передачи на русский язык скрытой за ним информации является интерпретация положения «Декрета Грациана» C.11, q.1, c.27 (Si tributum petit inperator, non negamus: agri ecclesiae soluant tributum. Si agros desiderat inperator, potestatem habet uendicandorum. Tollat eos, si libitum est: inperatori non dono, sed non nego – в древненорвежском переводе: En konongr kræfuir skatt af oss þa lœysi eignir heilagrar kirkiu skatt af oss. En æf konongr beidizst eignir heilagrar kirkiu þa hæfuir han vællde at hafwa æf han vill take æf han vill en huarke gere ek aat, eigi nikuæde ek þat ok eigi gæf ek, þui at þat er ekki mitt) и, в частности, раскрытия понятий «tributum» и «skattr» при разъяснении королем незаконности поборов с населения в пользу церкви. Его толкование позволяют раскрыть один из приемов королевской агитации – создание образа норвежцев как независимых от чьей-либо власти домохозяев, образа, ставшего впоследствии одной из национальных идеологем. Это была одна из популистских мер Сверрира, рассчитывавшего, вероятно, на то, чтобы перетянуть часть людских ресурсов на свою сторону в ходе текущей гражданской войны.