ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
При помощи Эзопова теста оценивают наличие у детей и животных представления о свойстве тонущих объектов поднимать уровень воды. Для этого оценивают их способность добыть приманку, плавающую вне пределов досягаемости на поверхности воды в узком цилиндре, путем помещения в него тонущих объектов. Среди животных этот тест проводили с понгидами (Mendes et al, 2007; Hanus et al., 2011), с несколькими видами врановых птиц (Bird, Emery, 2009), с представителем другого семейства воробьинообразных - граклами (Logan, 2016) и с енотами (Stanton et al., 2017). Животных 13 обычно сначала обучают помещать камни в цилиндр, а затем проводят тесты, в которых им предлагают выбрать, например, между двумя цилиндрами, один из которых заполнен водой, а другой - песком; или между более или менее эффективными для решения задачи объектами - тонущими или плавающими, вытесняющими больше или меньше воды. Оценивая, как быстро животные начинают справляться с этими задачами, пытаются выяснить, понимают ли они их структуру, есть ли у них представление о свойстве тонущих объектов поднимать уровень воды или могут ли они его сформировать в ходе тестирования. Метаанализ данных, полученных на врановых птицах, свидетельствует, что они в большинстве случаев решают эту задачу за счет быстрого обучения в ходе повторных предъявлений теста. Для того чтобы выяснить, способны ли серые вороны сформировать представление о свойстве тонущих объектов поднимать уровень воды, провели Эзопов тест, в котором, в отличие от предыдущих исследований, использовали 5 цилиндров (четыре, заполненные водой или песком на 2⁄3 или 1⁄3, и один пустой), а также два типа объектов (камни и кусочки пробки). Ни одна из 10 ворон с тестом не справилась, что свидетельствует о том, что представление о свойстве тонущих объектов поднимать уровень воды у них не было сформировано. Далее трех молодых и трех взрослых ворон удалось обучить помещать тонущий объект в цилиндр. Далее с ними повторно провели Эзопов тест и вновь получили отрицательный результат. Одна из взрослых ворон позже справилась с Эзоповым тестом, когда в тесте ей предоставили те же объекты (гайки), которые были использованы при обучении. Таким образом, обучения с одним типом объектов оказалось недостаточным для формирования у ворон представления о свойстве любых тонущих объектов поднимать уровень воды. Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ (проект No20-015-00287А), в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (тема No 121032500080-8).