ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Доклад будет посвящён использованию «общего места» поэтами-авангардистами, а именно кубо-футуристами. Под «общим местом» мы понимаем (вослед Р.Амосси) невысказанный «общий принцип, который может стать основанием для аргументации или умозаключения, не будучи при этом сформулирован явно» (Amossy 2002, 480). Это понимание «общего места» пересекаемся с концепциями когнитивистов (П.Стоквелла, Д.Шпербера, Д.Уилсон), где «общее место» понимается как часть разделяемых (но не всегда проговариваемых) знаний и представлений о действительности. Мы покажем, как кубо-футуристы апеллируют к комплексу не всегда вербализуемых знаний («общему месту») за счёт перформативных высказываний. Их конечная прагматическая цель — вызвать живую реакцию: возмущение, оскорбление, непонимание. Эти реакции ложатся в основу «литературного скандала» как модуса и сценария коммуникации поэтов-авангардистов (кубо-футуристов) и адресатов в рамках публичных акций . За скандалом стоит не только намерение вызвать громкое происшествие ради происшествия. Благодаря скандалу автор-авангардист может найти своего адресата, сблизиться с ним и вовлечь последнего во взаимодействие. Опираясь на концептуализацию «литературного скандала» А.И. Рейтблата, мы связываем скандал с обязательным наличием публики – по М. Уорнеру, аудитории, конституируемой за счёт активного участия в публичном представлении. Партиципативное поведение публики «скандальных» кубо-футуристических акций мы сводим к двум профилям рецепции: скептик, «критик», и потенциальный «союзник». В то время, как «критик» предпочитает помещать высказывание в однозначный контекст и трактует его буквально, союзник, наоборот, потенциально готов воспринять высказывание во множестве контекстов и принять участие в игре, сопровождающей прагматическую реализацию высказывания. Последний тип рецептивного поведения становится залогом творческого участия адресата в коммуникативном эксперименте авангарда.