ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Дистанционное обучение, на которое все школы перешли ввиду пандемии, обнажило проблему, которая была всегда, но которая в очном обучении была как-то не очень заметна. Проблема состоит в том, что две важнейшие педагогические функции – мотивацию и организацию нужной работы с учебным материалом – учитель осуществляет непосредственно, так сказать, «своим телом». А вот в дистанте, где «тела учителя» нет (учитель где-то там, на экране), этот учитель оказывается бессильным. Он не может сделать так, чтобы ученики захотели что-то делать и чтобы они это делали именно так, как нужно. И это коснулось всех учителей, и молодых, и старых, и опытных, и только начинающих. Проблема является общей. Обычно эти проблемы вменяют в вину дистанционному обучению, хотя на самом деле они есть и в очном варианте, просто дистант их обнажил, и винить его за это не следует. Дело в том, что действовать «своим телом» – не очень правильно в принципе. Ведь и землю копать можно «своим телом» – берешь, и роешь руками, чего-то выкапываешь или закапываешь. Но человек почему-то предпочитает пользоваться лопатой. Почему? Потому, что использование инструментов отличает человека от животного. Инструментальность действия – особенность человеческой культуры, и поэтому отсутствие в нашей жизни педагогических инструментов, позволяющих обеспечивать мотивацию и организацию работы учащихся опосредствованно (то есть с помощью каких-то средств) – признак дикости. К сожалению, в педагогике, в отличие от сельского хозяйства, мы до сих пор остаемся дикарями, поскольку пользуемся преимущественно «своим телом» (то есть натуральным средством), прикрывая это умными фразами про «личность учителя» (я не хочу сказать ничего плохого про личность учителя, она действительно важна, но совершенно в другом месте и для других функций). Спрашивается, а какие же инструменты нужны для опосредствованного формирования учебной мотивации и организации нужной работы учащихся с учебным материалом? И существуют ли такие инструменты вообще? Ответ на второй вопрос положительный. Так, инструменты опосредствованной мотивации существуют, широко применяются, основаны на вполне серьезном исследовании законов человеческой психики и приносят немалый доход – в производстве компьютерных игр. Нами были проведены эксперименты, которые показали безусловную результативность применения этих инструментов и в образовательной деятельности (такое применение обычно называют геймификацией). Однако была обнаружена и «обратная сторона медали», которая, собственно, и составляет проблему. При геймификации мы можем заимствовать инструменты мотивации, но нам необходимо разработать другой, педагогический способ их употребления. Нам удалось разработать способы употребления для трех простейших инструментов опосредствованной мотивации – «баллов» («очков»), «статусов» и «рейтингов». Основной идеей этих способов является превращение средств мотивации из «внешних» средств управления поведением во «внутренние» по схеме интериоризации Л.С. Выготского. Примечательным оказалось при этом то, что указанные средства на самом деле «опредмечивают», делают видимыми, – а значит, и мыслимыми –действия человека, а не результат этих действий (который записан в тетрадке). Этот достаточно неочевидный факт объясняет причину порой вопиющей непродуктивности школьного обучения: поскольку у ребенка нет средств мыслить действия, которые он совершил, то что он делал на уроке, исчезает немедленно по окончании урока. Остается только время, которое куда-то ушло.
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | Сертификат | Sertifikat.pdf | 325,8 КБ | 7 октября 2021 [Borovski] | |
2. | Презентация | Презентация доклада | Problema_gejmifikatsii_v_obrazovanii_Elets.pdf | 5,5 МБ | 7 октября 2021 [Borovski] |
3. | Программа конференции | PROGRAMMA_FPMI-2021.pdf | 1,7 МБ | 7 октября 2021 [Borovski] |