ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В докладе приводится исследование места и роли змей и наг в философских текстах древней Индии. Наги ((nāga м.р. или nāginī ж.р). - мифические существа с человеческими головой и торсом и змеиным хвостом) и змеи фигурируют в философских текстах ведического и эпического периодов, а также в традиции Кашмира и религиозной жизни индуизма. В рамках исследования мы обращались к различной литературе на русском, английском, немецком языках, а также к текстам первоисточников на санскрите. В российской индологии ряд исследователей освещал вопрос символики змей: Альбедиль М.Ф., Б.Я. Волчок, С.А. Маретина посвятили данной теме обзорные статьи, в которых наметили основные особенности культа змеепоклонничества, обрядовые традиции как древней, так и современной Индии. Углубляясь в изучения буддийской религиозной литературы, мы можем обнаружить, что в легендах, связанных с жизнью Шакьямуни, наги (в тибетском они называются kLu - что также переводится как “змеи”) встречаются практически так же часто, как и в объединенном индуистском эпосе. Во многом тенденция этого образа схожа с тем, как были показаны Наги в ранних ведах и имеет связи с космогоническим и хтоническим аспектами мифа.