ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
14 октября в МГИМО в рамках XIII Конвента РАМИ состоялся международный экспертный круглый стол «Россия и мировые религиозные процессы (1991–2021)», организованный Факультетом международной журналистики. В круглом столе приняли участие представители российского академического сообщества, а также зарубежные эксперты из Беларуси, Польши, Сербии, США. Встречу открыл декан Факультета международной журналистики Я.Л.Скворцов, отметив, что 14 октября — это и день основания МГИМО, и православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Он подчеркнул, что МГИМО — вуз светский по своей форме, но в определенном смысле православный по своему духовному содержанию. Ярослав Львович указал на то, что духовным покровителем института является святой благоверный князь Александр Невский, именем которого освящен храм при МГИМО и 800-летие которого отмечается в текущем году. Я.Л.Скворцов подчеркнул важность религии в системе международных отношений и дипломатии, поскольку часто функции дипломатов могут брать на себя духовные лидеры, особенно в тех ситуациях, когда возможности светской дипломатии ограничены. В связи с этим он напомнил, что накануне в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с духовными лидерами Армении и Азербайджана, которая преследовала в том числе миротворческие цели. Другой пример — параллельно с развитием российско-польского диалога по сложным вопросам (который проходил при активном участии МГИМО) состоялось подписание Патриархом Кириллом и Председателем Польской епископской конференции митрополитом Юзефом Михаликом совместного послания народам России и Польши о примирении. В ходе круглого стола были подняты вопросы о проблемах секулярности и постсекулярности в современной гуманитарной мысли, политике и международных отношениях, а также о существующих в мире угрозах мировому православию. С открывающим дискуссию докладом выступил модератор встречи, доцент кафедры международной журналистики В.А.Щипков. Он отметил, что в современном мире религия становится одновременно субъектом и объектом политики: политическое влияет на религиозное и вытекает из религиозного, что усложняет анализ. Щипков высказал мнение, что для качественного анализа религиозно-политических процессов в мире нельзя полностью переходить на политический язык и говорить только о борьбе различных религиозных и политических субъектов за власть и геополитическое влияние. По его словам, такой взгляд тоже необходим, однако без богословского среза, без понимания, за какие ценности, за какое понимание Бога, человека и человеческой истории идет эта борьба, политический анализ рискует упустить из виду важные аспекты. Ректор Сретенской духовной академии прот. Вадим Леонов озвучил тезис, что главная угроза православию заключается в попытках использовать его в политических целях. По его мнению, это проявляется в отдельных решениях Константинопольского патриархата, которые ведут к расколу и разрушению православия изнутри, тогда как внешняя угроза заключается в проникновении в православие инославных теологических влияний. М.М.Мчедлова (РУДН, Институт социологии РАН) обратила внимание на усиление этнизации православных церквей, противоречащее принципу вселенскости православия, и начавшийся процесс переопределения союзников православия в мире и в международных отношениях. Профессор кафедры социологии И.Г.Каргина рассмотрела вопрос о методологических основаниях научного изучения религии в современном мире, отметив важность в конструктивном русле использовать плюрализм научных теорий. Развивая мысль о негативных последствиях политизации религии, Р.Н.Лункин (Институт Европы РАН) отметил, что в настоящее время с помощью политизации религии некоторые европейские политики стремятся легализовать свое положение. По мнению эксперта, на практике это ведет к появлению политизированного понятия «правильная религия», которая обслуживает определенные идеологические установки, связанные с философией гуманизма, и только такому типу религии открывают полноценные перспективы реинтеграции в европейское общество. З.Милошевич (Институт политических исследований, Сербия) высказал мнение о том, что интеграция европейских стран в рамках Евросоюза приводит к усилению давления на православие, особенно со стороны экуменических проектов. П.Гренье (Центр Симоны Вейль, США) назвал основными угрозами для православия «инструментализм» современного технократического мира, который смотрит на все религии только как на средство распространения утилитарной ментальности. Гренье особо подчеркнул фундаментальное, философско-культурологическое противоречие между техногенной цивилизацией и сохранением собственно человеческого в культуре. С.В.Перевезенцев (МГУ им М.В.Ломоносова) обозначил три главные проблемы для современного православия: угрозу подмены естественного человека противоестественным (трансгуманизм), наступление нетрадиционной религиозности (включая секулярную религиозность) на традиционную, а также стоящий перед церковной миссией богословский и методологический вопрос, должна ли Церковь пытаться «спасать людей, которые сами того не хотят». Протоиерей Александр Романчук (Минская духовная семинария, председатель Синодальной исторической комиссии Белорусского экзархата Московского патриархата, Беларусь) озвучил тезис о том, что ключевым условием сильной Церкви, способной противостоять любым внешним угрозам, является духовно-нравственная устойчивость православного духовенства, а задача обеспечения церковного единства сейчас тем более важна, поскольку каноническое единство Православной Церкви является единственным реальным основанием для интеграции на постсоветском пространстве. А.В.Миронович (Белостокский университет, Польша) поделился с участниками круглого стола своими опасениями по поводу того, что Церковь может утратить свои позиции как культурная сила и голос в обществе, и для того, чтобы этого не произошло, он предложил более активно налаживать взаимодействие научного и церковного сообществ. А.М.Малер (ГАУГН) отметил, что в современном мире начался длительный процесс перехода к «постсекуляризму», который должен закончиться наступлением «нового средневековья» — мира множества конкурирующих между собой религий. Этот процесс порождает новые вызовы для Церкви, но, только отвечая на них, Церковь сможет укрепиться сама в себе. А.Д.Гронский (ИМЭМО РАН) в качестве двух ключевых проблем православия на постсоветском пространстве назвал религиозный «унионизм» (в Беларуси и на Украине многие националисты рассматривают униатство как национальную религию) и неоязычество. А.А.Серебрич (РИСИ) привел три причины, по которым ряд поместных православных церквей не оказали поддержку Русской Церкви во время неканонических действий Константинопольского патриархата на Украине: отсутствие должного взаимодействия между Русской Церковью и другими Церквами, неизжитость этнофилитизма в мировом православии и недостаточный уровень целеполагания в Русской Православной Церкви. Ю.В.Пущаев (МГУ им. М.В.Ломоносова, ИНИОН РАН) выстроил свое выступление вокруг идеи о том, что государственный суверенитет является важнейшим условием существования независимой Православной Церкви в России, а утрата государственного суверенитета неминуемо приведет к упадку и Церковь. С.Ю.Житенёв (Институт культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева) отметил в качестве актуальной проблемы быстрое сокращение исконного христианского населения на Ближнем востоке (в Палестине, Сирии, Турции, Ираке), а также сокращение числа православных организаций в России и в мире. Е.А.Белжеларский (Русская экспертная школа) озвучил тезис, что в современном мире, несмотря на кризис секулярного мировоззрения, давление секулярной идеологии на поместные православные церкви усиливается, что приводит к появлению в православном учении искажений, которые можно назвать «грекопротестантизмом». Е.О.Иванов (исследовательский центр «Хризма») перечислил три угрозы мировому православию: размывание традиционалистского этоса (модернизм, ослабление догматического сознания), раскол в мировом православии, низкий уровень миссионерского сознания. В завершение дискуссии В.А.Щипков поблагодарил всех участников встречи и отметил важность дальнейшего обсуждения методологических и содержательных проблем пересечения религиозного и общественно-политического в международных процессах. (по материалам: https://mgimo.ru/about/news/departments/rossiya-i-mirovye-religioznye-processy-1991-2021/)