ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Определение категорий - одна из самых значительных сложностей, которые возникают при попытках проанализировать и сопоставить терминологическую и методолошическую структуры внутри индуизма. В особенности это касается таких основополагающих кате- горий, как шунья - пустота, и пурна - полнота. В контексте философской интерпретации данных понятий уместно обращение к вопросам о возникновении мира, о месте богов в нем, о вечности и субстанции. Также мы постараемся затронуть вопросы взаимного проникно- вения двух упомянутых выше терминов, и того, как с их, казалось бы, противоположной природой, они способны не только на логически обоснованное сосуществование внутри единой философской системы, но и на выполнение схожих функций в вопросах мирового устройства. Категории пурна и шунья выступают как немаловажные категории, хотя и не встре- чаются в едином ряду, поскольку их назначения на первый взгляд противоположны. Как возможно допустить наличие в мире пустоты, если уже задано то, что мир может быть абсолютно полон? Упанишады, в частности, отвечают на этот вопрос характерным для древней Индии загадочным способом. Упанишады начинаются и заканчиваются небезызвестной цитатой: om. pu ̄rn.amadah. pu ̄rn.amidam. pu ̄rn. ̄atpurn.amudacyate pu ̄rn.asya pu ̄rn.ama ̄d ̄aya pu ̄rn.ameva ̄va ́sis.yate Что означает: То есть совершенное целое, это есть совершенное целое. То, что выходит из совершенного целого, тоже есть совершенное целое. Если полнота исходит из полноты, то то, что остается, остается совершенной полнотой. Комментаторы Вед осознавали, что абсолютная реальность Брахмана также является абсолютным знанием, существованием и благостью. Впервые понятие Пурна возникает в формализованном виде в религиозном тексте Иша-Упанишады канона мукхья, завершающая Шукла-Яджурведы. Особое значение дан- ного текста для индуизма обусловлено описанием в нем природы Ишвары. Среди всех прочих Упанишад именно в этой сделан акцент на бестелесность, протяженность, веч- ность, всеведение и чистоту Ишвары. Весьма вероятно, что понятие пурна обязано своим рождением именно Ишваре, так как первоначально использовалось как один из эпитетов его бесконечности, но впоследствие распространилось и стало применяться активнее от- носительно Брахмана, Атмана и их неделимой связки, характерной для монистической традиции. Впоследствие Пурна будет играть огромную роль в ритуалистике тантрического буддизма, наряду с понятием Шунья, поскольку тайные тантрические практики такие как Панча- макара, например, предполагают буквально поочередное вдыхание каждой из субстанций ноздрями поочередно. Следовательно, тантрики, по крайней мере, линии Вамачары, при- дают обоим понятиям субстанциальное значение.