ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В докладе речь пойдет о поиске стилевой идентичности метода "социалистический реализм" и его сближении с авторитарным стилем, взявшим напрокат авангардную идею прогресса: АР ДЕКО. В обращении к периоду советского искусства очень ощутима нехватка терминологии. Как стилистически идентифицировать принятый аксиомой пути советского искусства с 1934 года метод «социалистический реализм»? Идеологические шоры, как правые, так и левые, не позволяли сложно работать с этим методом и этим периодом советского прошлого. Полагаю, что метод имеет свою четкую стилистическую идентификацию, позволяющую соотнести «социалистический реализм» с общемировым художественным процессом. Речь идет о стиле «ар деко», глобально подчинившем себе культуру Европы и Америки конца 1920-х – 1940-х годов. Родившись как шикарный fashion-style, ар деко занял все уровни проектирования жизненной среды, от формы дверных ручек до музыкальных ораторий, кинофильмов и архитектуры небоскребов… Возник общемировой прецедент сочетания несочетаемого, стилистический оксюморон из имперской охранительной риторики и фетишизма техники, прогресса индустриального развития. Родился новый стиль, в своих самых агрессивных и радикальных мутациях похожий на Франкенштейна, которому строят замки (подобные Дворцу Советов) и приносят жертвы. Социалистический реализм с его парадоксальной формулой: показывать остановку во времени (цветущее настоящее эпохи советской империи, отраженное традиционными, проверенными средствами классического искусства), но в неком «революционном развитии», -- отлично в парадигму ар деко вписывается.