ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Доклад посвящен ранее не освещавшемуся в научной литературе фрагменту картины западно-советских культурных взаимодействий послевоенного периода и охватывает период 1945–1953 гг. Роль ключевой для формирования советского литературного канона институции — Сталинской премии — рассматривается в контексте конфликта между западными и советскими концепциями искусства; подробно освещается специфика восприятия советской официальной критикой текстов западных авторов — лауреатов Нобелевской премии. Отдельное внимание уделяется вопросу о международных премиях Советского Союза, которые еще на стадии проекта мыслились как инструмент противодействия Нобелевскому комитету (премии эти должны были стать альтернативой Нобелевским, которые, по мнению А.Фадеева, «все более наглядно свидетельствуют об угодничестве людей, распоряжающихся этими премиями, перед англо-американскими империалистами»). На широком фактическом материале показывается, что в конце 1940-х г. институт Премии в сознании сталинских функционеров начинает восприниматься как один из главных инструментов структурирования мирового политического пространства. Наряду с анализом архивных материалов Комитета по Сталинским премиям в области литературы и искусств (РГАЛИ. Ф. 2073), привлекаются материалы фондов различных организаций и органов, а также опубликованные воспоминания, дневниковые / мемуарные свидетельства (К. Симонова, Д. Шепилова и др.) и другие доступные нам материалы. Предлагаемая в тексте доклада точка. зрения, как нам думается, реализует новые пути осмысления и анализа вопроса о западно-советских литературных контактах периода позднего сталинизма.