ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В России XVIII в., в отличие от Западной Европы, поэзия считалась «благородным занятием», принципиально отличаясь от прочих «низких» ремесел, к началу XIX в. она стала «монополией дворянства» (Лотман Ю.М.). Отсюда представление о «неразрывности слова и поведения» автора, неприятие поэтического профессионализма: в XVIII в. «оплачиваются только переводы» (Лотман)... Но все меняется: «Наш век — торгаш; в сей век железный // Без денег и свободы нет» (Пушкин). На рубеже XIX–XX в. «русская литература обрастала “прессой”», «писательство» стало «массовой профессией» (Эйхенбаум Б.М.). «Бесцеремонные законы рынка» изменили культурную ситуацию эпохи модерна, слава автора стала выражаться в тиражах и гонорарах (Боева Г.Н.). Формирование литературной репутации Л. Андреева показательно с точки зрения эволюции писательского успеха, поскольку в нем соединилась эстетика поэта, «пророческая исступленность» (Волошин М.), и эстетика успешного книготорговца, «профессионального беллетриста» (Поссе В.). Исследование посвящено формированию литературной репутации Л. Андреева, рецепции его творчества в контексте проблемы: автор и книготорговец.