ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
И эксплицитные, и имплицитные сигналы сомнения, возможности и вероятности могут использоваться в дискурсе креативно. Эти сигналы являются средствами манипуляции не только в политическом и научном дискурсах, но и в обыденном общении. В отличие от эксплицитных «загородок» (hedges [Lakoff 1972]), имплицитные обычно не выглядят как возражение конкурирующим взглядам. Имплицитные загородки, в частности метафоры, скрывают оценку и влияют на подсознание целевой аудитории. В докладе излагаются промежуточные результаты контрастивного корпусного исследования некоторых классов загородок, на основе которых можно сделать выводы о тактике воздействия на мнения, ср. [Markkanen, Schröder 1992]. Обследованный корпус включает художественные и нехудожественные тексты на английском и русском языках. В русском, английском и других западноевропейских корпусах текстов загородки класса возможно характеризуют физические события в отвлечении от человеческого фактора и встречаются чаще, чем загородки класса вероятно. Класс вероятно воспринимается как более слабый по внушительности, чем предположения класса возможно. Эти и подобные наблюдения, видимо, отражают определенные когнитивные предрасположенности человека в целом: мы скорее поверим тому, что нам предлагают принять как возможное (в «бесчеловечных» пространстве и времени), чем тому, что кажется зависящим от «человеческих» точек зрения. Интересно, что невозможный и невероятный креативно используются в русском и в других языках для обозначения наивысшей степени совершенства.