ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Как показывают сочинения святого Патрика и такие ранние памятники ирландской Церкви, как «Первый собор святого Патрика» (Synodus I S. Patricii), клирики в первых поколениях ирландских христиан могли относиться к самым разным социальным группам. Однако уже к периоду появления первых агиографических памятников (VII-VIII вв.) клирики оказываются встроенными в структуру древнеирландского общества: основным инструментом в этом процессе оказываются генеалогии, благодаря которым святой вносится в тот или иной род. Это связано и с практической необходимостью передачи должности аббата и других служителей Церкви внутри одного рода / династии (как описывает юридический трактат Corus Bésgnai), и с социальной адаптацией фигуры клирика. Это достигается несколькими путями. Во-первых, иностранное происхождение становится неуместным в биографии святого (то, что Альбе происходил из семьи бриттов, в его житии объясняется тем, что бритты – его приёмные родители). Во-вторых, происходит «облагораживание» генеалогии святого (устраняется происхождение Руадана из мелкого племени Дубрайге и его относят к роду королей Мунстера). В-третьих, генеалогии и жития выстраивают связи святого по материнской линии, позволяя как придать святому дополнительный престиж, так и ввести в его житие знакомую для средневековых ирландцев фигуру дяди по матери (легендарный святой Ибар – брат матери святого Аббана, Меллы). Можно предполагать, что в VIII- IX в. интеграция клириков в ирландское общество шла параллельно агиографической традиции. Становится неприемлемым иностранное происхождение видных клириков: бритт Фергна, аббат Ионы (ум. 623), в источниках превращается в родича своего предшественника – святого Колумбы; появляются отдельные генеалогии аббатов видных монастырей, зачастую с указанием имени и родства матери.