ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
История пародийных и сатирических жанров в персидской классической литературе никогда не была предметом монографического исследования в отечественной иранистике. Авторы, творившие в смеховых жанрах в первый период развития литературы (XI-XII вв.), далеко не всегда включали такие стихи в официальные собрания своих произведений, а исследователи считали этот тип поэзии второстепенным на фоне прославленных шедевров персидского стихотворства. Причина этого проста: тексты подчас включали низкую и даже нецензурную лексику, откровенно пасквильные мотивы, непристойности. Тем не менее, по мере развития литературной традиции пародийная и сатирическая поэзия постепенно обособляется, появляются авторы, частично или целиком посвятившие себя этому виду литературного творчества. Объектом данного исследования стало творчество Бусхака Ширази, чье стихотворное наследие до этого подробно не изучалось, а лишь упоминалось в обзорных работах по истории персидской литературы Средних веков. Собрание его произведений, изданное в 1302 г.х. (1924 г.), хранилось в библиотеке университета Торонто и стало доступно автору настоящей работы в виде PDF-копии. В современном Иране книга не переиздавалась и является библиографической редкостью. Бусхак создавал свои произведения в рамках поэтической практики назира-нависи («ответов») на эталонные произведения предшественников и получившие известность произведения современников. «Ответы» слагались по особым правилам, а традиция в целом начиная с рубежа XII и XIII в. играла важную роль в литературной жизни средневекового Ирана. По точному замечанию знатока истории персидской классической газели А. Афсахзода «к сочинению назира обращался поэт, уверенный в своих знаниях и таланте, чтобы доказать свое мастерство среди литературного окружения того времени и определить свое место в литературе» [Афсаход, 1988, с. 120]. В рамках данной работы было изучено несколько газелей Бусхака Ширази являющиеся частью его дивана «Сокровищница аппетита» и проведен сравнительный анализ с пародируемыми им произведениями (газели-образцы Саади и Хафиза) с целью выявления особенности пародийного стиля Бусхака. От обычных «ответов» пародийные газели отличаются специфическим применением приема тазмин («цитирование»), который служит одним из инструментов создания смехового эффекта. Исследование демонстрирует, что пародийное творчество Бусхака – еще одна составляющая мозаики литературной жизни того времени, без которой эта картина не может считаться полной и невозможно до конца разобраться в том, чем жил и дышал средневековый литературный Иран.