ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Исследователи творчества русского философа Ивана Ильина неоднократно подчеркивали его любовь к трудам святителя Феофана (Вышенского). В частности, Ю.Т. Лисица и А.М. Шарипов в составленных ими биографиях мыслителя указывали на то, что Ильин не только был знаком с работами русского богослова, но и рекомендовал их к прочтению своим родственницам. В научной среде уже устоялось мнение, что на путь религиозной философии Ильин выходит только в эмиграции, однако еще в Москве им читался курс по философии религии, было положено начало написанию фундаментального труда, получившего впоследствии название «Аксиомы религиозного опыта». Как известно, Ильин увлекался феноменологией, понимаемой им в самом широком смысле данного слова, и пользовался феноменологическим методом погружения в предмет. Свой особый метод философ использовал также при изучении аксиоматических основ религиозного опыта, которые зачастую выступают в качестве синонима основ духовной жизни человека. Истоки понимания Ильиным концепта «религиозный опыт» следует искать отнюдь не в протестантской теологии, как изначально полагали его современники, а именно в святоотеческих трудах, вошедших в сборник «Добротолюбие» и богословских трудах святителя Феофана Затворника (явившегося переводчиком данного сборника в XIX веке). Начиная с 1914 года в философских статьях Ильина можно обнаружить понимание человека как трехчастного существа (дух, душа и тело), восприятие философии как духовного делания, требующего определенной подготовки, указание не только на роль разума, но и воли, сердца в процессе познания. Хотя употребления понятия «разум» в рамках православной традиции не является распространенным, однако в трудах свт. Феофана оно встречается, в них разуму отводится своя, определенная роль в духовной жизни человека.