ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Литература трущоб («slumming literature») - часть более широко литературного массива городской тематики, начавшая развиваться как отдельное направление примерно со второй половины 19 века. Жанровый состав группы текстов, объединенных этим названием, довольно неоднороден: это и физиологические очерки, описывающие жизнь городских низов (Джордж Гиссинг, Артур Моррисон) и произведения, сочувственно рисующие обитателей социального дна, с опорой на диккенсовскую традицию (Мария Камминз, Элизбет Оукс Смит, Джордж Т.Даулинг); новеллы, представляющие современные социальные проблемы в романтизированном ключе, даже с некоторым с утопическим оттенком (Уолтер Бисант); различные статьи-социологические исследования (Джордж Хоу, Торольд Роджерс) и, наконец, описания «экскурсий» в трущобы больших индустриальных центров, таких как Лондон, Нью-Йорк или Чикаго (Джейкоб Райс, Эрнест Ингерол, Уильям Б. Мелони). Произведение Джека Лондона вписывается в рамки англо-американского литературного контекста трущобной тематики, сохраняя черты преемственности с некоторыми ранее сложившимися традициями литературы трущоб. С одной стороны, Джек Лондон был знаком с английской традицией описания городского дна, произрастающей из творчества Чарльза Диккенса, с другой, его произведение может быть рассмотрено в сопоставлении с литературой, описывающей экскурсии в трущобы («literature of slumming tours»: это своеобразное «путешествие» в социальную Бездну, куда Лондон приглашает своего читателя. По композиции «Люди Бездны» действительно напоминает «тур по трущобам» («slumming tour»): читатель вместе с автором, переодетым в одежду жителя лондонской Бездны, проводит шесть недель, блуждая по Ист-Энду в Лондоне, посещает ночлежки, столовые для бедных – одним словом, примеряет на себя роль бедного рабочего, полностью погружаясь в незнакомую, чуждую среду. Как и другие авторы этого жанра (Джейкоб Райс, Эрнест Ингерол, Уильям Б. Мелони), Джек Лондон пользуется «сенсационным письмом», стремясь поразить и устрашить читателя: « Трудно описать хотя бы десятую долю того, что я увидел, - для многого просто не подыщешь слов. Могу сказать только, что это было нечто кошмарное – какое-то сборище отбросов человечества; я видел и слышал на улицах уйму непередаваемо непристойного. <…> Это был зверинец, где расхаживали двуногие в брюках и юбках, лишь отдаленно похожие на людей, а в остальном – скорее звери» [Лондон: 167]. Однако в задачу данной повести, в отличие от произведений в жанре «тур по трущобам», не входило развлечение читателя, «Людей Бездны» скорее можно читать как серьезное социологическое исследование, обильно подкрепленное фактами разного рода и статистикой, а не как популярный путеводитель по лондонскому Ист-Энду. В «Людях Бездны» Джек Лондон показывает целую галерею социальных типов, дополняя портреты историями о том, как люди оказываются в Бездне Лондона, обреченные на ужасную гибель, без шанса на спасение. Здесь Джек Лондон продолжает английскую традицию литературы трущоб, выступая как преемник Джорджа Гиссинга и Артура Моррисона. Как и в произведениях этих писателей, у Джека Лондона четко просматривается двойственное отношение к обитателям Бездны: выполненные с сочувствием и пониманием портреты отдельных персонажей чередуются с отталкивающими описаниями «двуногих животных», населяющих Бездну. У повести Джека Лондона есть и третий вариант прочтения, немного отличный от первых двух, выполняемых через соотнесение с разными литературными традициями внутри одного контекста литературы трущоб. Это произведение может быть рассмотрено в рамках идеологических воззрений автора: как способ пропаганды и призыв к борьбе с описанными социальными проблемами. Джек Лондон наглядно показывает несостоятельность системы управления, пользуясь неоспоримыми аргументами и обширным набором различных фактов, документов, (при написании Джек Лондон руководствовался работами Фридриха Энгельса, Уильяма Морриса, Торольда Роджерса) статистических данных, предрекает страшные последствия ее гибели: « И горе Англии в тот день, когда она отступит на свои последние рубежи и все способные держать оружие мужчины окажутся на линии огня! Ибо в тот день дикари выползут их своих нор и берлог, и жители Западного Лондона увидят их…»[Лондон: 167-168] . Таким образом, в докладе планируется проследить, как Джек Лондон использует уже сформированные предыдущей традицией приемы описания городского дна, отметить опору на сложившуюся в литературе трущоб топику, черты сходства с параллельно развивающимся жанром «экскурсий в трущобы» и обозначить ряд новаторских черт, связанных с комбинированием трех разных традиций (сентиментально-дидактического «диккенсовского» реализма, натурализма с элементами сенсационности и левой социологической публицистики), что делает структуру произведения более сложной и глубокой.