ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В межрелигиозном диалоге каждая из сторон разворачивает свой дискурс и свое видение мира. Есть общая пресуппозиция всех сторон диалога: «Я верю, что p», где "p" – факт, который утверждается религиозной верой. С точки зрения философии – это метафизический факт, существующий за пределами мира физических фактов. В этом смысле дискурс начинается с метафизического многоточия, непроизносимого грамматического знака, которому в предложениях придается метафизический смысл. Если метафизический дискурс принимает форму диалога, то это философская дискуссия. Но религиозный диалог отличается от философской дискуссии. Отличие религиозного диалога от философской дискуссии заключается в том, что дискуссия допускает поражение в споре, в то время как религиозный диалог его исключает. Эта особенность обращает внимание на то, что критерием реальности в диалоге является искренность, а не истинность. Важным становится соответствие между утверждением веры и чувством, а не фактом. Просто факты, в которые не включено эмоциональное переживание воспринимаются, с одной стороны, нейтрально, с другой стороны, они перцептивно воспринимаются как недостаточно реальные. Религиозный диалог разворачивается в форме утверждений, а не суждений о фактах. Разрыв между философским, осуществляемым в форме суждений, и религиозным, осуществляемым в форме утверждений, дискурсами приводит к переживанию утраты реальности. Настойчивое желание обрести реальность может принимать маниакальные формы «взывания к мифу» (Ролло Мэй) или социально-патологические формы «мифомании» (термин введен Пьером Жане). Пресуппозиция религиозного диалога является общей для исторических религий и истории культур, она достаточна для конструктивного межрелигиозного диалога.