![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В творчестве В.Набокова сказалась тенденция к дополнительной семантизации как собственно языковых единиц, так и способов их визуального предъявления. В то время как писатели авангардной ориентации нередко обходились без знаков препинания вовсе, Набоков дорожил этой гранью письменной культуры, которая под его пером становилась одним из дополнительных ресурсов художественной выразительности. Многоточие в рассказе «Памяти Л.И. Шигаева» не только отмечает возможные лакуны, пропуски в воспоминаниях повествователя об умершем человеке. Еще одна его функция – сигнализировать о сбивчивости речи, о взволнованности рассказчика, для которого герой его воспоминания стал в последние годы самым близким человеком. Помимо этих вполне привычных функций многоточие выполняет и другие: оно фигурирует в рассказе в роли метафоры или иконического образа прощания, чему способствует постепенное понижение частотности этого пунктуационного знака. Многоточия у Набокова – следы так и не прозвучавших слов, знак замирания, прощания, расставания, ухода. В еще более очевидной форме подобная иконическая функция многоточия проявлена в стихотворении «Поэты». В метафорически-иконической функции используются в текстах писателя и тире – например, в одиннадцатой главе книги “Speak, Memory” (в описании постепенно стихающего летнего ливня, ставшего импульсом к созданию стихотворения: писатель метафорически соотносит дождевые линии с чередованием коротких и длинных тире). В докладе приведены также примеры «пунктуационной выразительности», связанные с использованием восклицательного знака и скобочных конструкций в романах «Защита Лужина», «Лолита» и в стихотворениях В. Набокова.