ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Доклад посвящен своеобразию русских гражданских и церковных построек середины – второй половины XVIII в., объединенных темой крепости или старинного замка. Подражание крепостной архитектуре проявилось в них через воспроизведение характерных планировочных и объемно-пространственных решений, а также путем наделения этих сооружений конвенциональными смыслами крепости как символа, которые включали тему охотничьего замка, мемориала военной славы, темницы и, позднее, национальной старины. Образ крепости в русской архитектуре был тесно связан с «готическим» стилем, однако он им не исчерпывается – равно как и увлечение фантазиями на тему крепости в Европе началось не в неоготике, а ранее, в архитектуре барокко. Не сводится он и к типу «потешной» крепости: в отличие от утилитарных сооружений вроде Петерштадта Петра III, представлявшего собой простую имитацию, образ крепости открывается как эстетическая идеализация фортификации (иногда сопряженная с коннотациями старины), воплощенная в архитектурном произведении благодаря искусству архитектора и, в не меньшей степени, воображению заказчика. В докладе будет проанализировано происхождение и развитие образа крепости в различных проявлениях, начиная со времени царствования Елизаветы Петровны и вплоть до конца XVIII в. Будут рассмотрены западноевропейские аналоги и возможные пути их влияния на русские памятники, мифотворчество екатерининского времени, как особый этап в истории образа крепости в России, классицистические вариации и интеграция в древнерусские архитектурные ансамбли. В качестве «кульминации» развития этого мотива в русской архитектуре будут представлены большие декоративные «крепости» в дворянских усадьбах конца столетия, как особое явление русской провинциальной архитектуры, в которых тема крепости достигает наиболее высокой степени свободы от образцов и художественной самобытности.