ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В IX столетии по мере ослабления институтов государственной власти обнаруживается отход от принципов «государства рицурё» и провинциальные административные управления начинают играть более значимую роль, чем это было ранее. В провинциальных управах создаются новые органы, в компетенцию которых входят различные виды деятельности (контроль над землей и налогообложением, обеспечение правопорядка, поддержание в надлежащем виде транспортной коммуникации, надзор за торговлей и ремесленными работами и т.д.). К числу представителей провинциальной администрации, права которых не были предусмотрены законодательными актами периодов Асука и Нара, относятся и «дзурё». Первоначально «дзурё» были помощниками назначаемых из центра управителей провинции (яп. кокуси) и отбирались из состава средне и низко ранговых чиновников, обнаруживших профессиональные навыки и деловые императивы в наиболее востребованных областях (сельскохозяйственные технологии, документооборот, военная служба, доставка товаров и т.д.). Со временем в условиях функционирования системы номинальных управителей провинций (яп. ёнин) «дзурё» становились уполномоченными таких управителей на местах. Они в отличие от управителей-«ёнин», которые предпочитали оставаться в столице, проживали в той или иной провинции, выполняя многочисленные функции и сосредотачивая в своих руках все большую власть. У них стали появляться собственные помощники, а сфера их компетенции увеличивалась. В конце X в. «дзурё» представляли фактическую провинциальную власть, которая была заинтересована в налаживании и поддержании регулярных контактов с придворными сановниками. Эти взаимоотношения строились на двусторонних преимуществах, которые, в свою очередь, сформировали прочный фундамент для дальнейшего развития института «дзурё». Последующая эволюция института «дзурё» была связана с существенным расширением области полномочий «дзурё», складыванием особой практики назначений «дзурё», вырабатыванием механизмов устойчивой связи «дзурё» со столичной знатью, формирования практики служебных аттестаций, дабы на пост реальных управителей провинций назначали людей, осведомленных в области хозяйственной деятельности. Вот круг проблем, который будет затронут в настоящем докладе.